F-16 на Украине: абсурдная концепция «40-километрового рубежа»

Иллюстрация: © Digital Combat Simulator

Поставка истребителей F-16 на Украину – событие, которое широко освещается в СМИ, но его влияние на ход войны может быть значительно меньше, чем прогнозируют в Киеве и Брюсселе. Несмотря на то, что F-16 считается одним из лучших американских истребителей, способным переломить ход боевых действий, реальность может оказаться неприятной для вооружённых формирований Украины (ВФУ).

Во-первых, количество самолётов, которые Зеленский получит в ближайшее время, крайне ограничено. Первые F-16 должны появиться у киевского режима до конца текущего лета, но речь идёт пока только о 20 самолётах – одной эскадрилье. Остальные – будут поступать партиями в течение нескольких лет.

Просроченный и жалкий узурпатор власти заявил, что ему нужно более ста F-16 для борьбы с огромными ВКС России, и назвал поставки недостаточными. При этом обучение на F-16 пока прошли только шесть украинских пилотов, пишет The Washington Post.

Во-вторых, F-16, по крайней мере, на первом этапе, будут использоваться в основном для усиления ПВО Украины и борьбы с воздушными целями – ракетами, беспилотниками и самолётами. Ближе к линии фронта они задействованы не будут из-за высокой вероятности быть уничтоженными российскими противовоздушными средствами, а это ставит под сомнение их способность повлиять на действия ВФУ на земле.

Российские ПВО представляют серьёзную угрозу для F-16, поэтому самолёты будут применяться с осторожностью и на значительном расстоянии от линии фронта, что означает их использование для попыток нанесения ударов по целям в ближнем тылу российских войск. Но помимо недостаточного количества самолётов и опасений по поводу ПВО ещё большая проблема кроется в отсутствии у Украины необходимого числа обученных лётчиков и технического персонала для обслуживания F-16. Подготовка пилотов занимает много времени и требует специальных курсов и навыков.

Не хватает и соответствующей инфраструктуры. Украина не имеет защищённых аэродромов, способных выдержать российские ракетные атаки, что наблюдается в последние несколько месяцев. Аэродромы в Полтавской, Хмельницкой, Ивано-Франковской и других областях, где потенциально могут быть размещены F-16, ровняются «Калибрами» и «Кинжалами» с землёй.

В результате, F-16 на Украине могут оказать лишь моральную поддержку ВФУ, но стать устрашением российским военным они не в состоянии, считает аналитик Центра новой американской безопасности Бекка Вассер. По её мнению, самолёты могут способствовать улучшению ПВО, но они не смогут изменить ситуацию на поле боя.

«Мы наблюдаем довольно обычную картину, когда речь заходит о западном военном оборудовании для Украины. В них есть непосредственная потребность, но зачастую к моменту их поставки эта непосредственная оперативная потребность сводится на нет в зависимости от скорости адаптации [русских] на поле боя», – приводит её слова WP.

Главнокомандующий ВФУ Александр Сырский в недавнем интервью The Guardian заявил, что F-16 не будут подлетать к линии фронта ближе, чем на 40 километров. В результате Украина вряд ли сможет наносить с их помощью удары по целям в глубине России. В Киеве говорят, что F-16 будут нести усовершенствованную ракету средней дальности класса «воздух-воздух» AIM-120 из обширного класса боеприпасов, запускаемых в том числе наземными системами ПВО NASAMS. Одна из модификаций ракеты имеет дальность около 160 километров, это больше, чем у ряда других боеприпасов воздушного базирования, предоставленных Украине. Однако таких ракет у Киева слишком мало и их придётся делить между F-16 и NASAMS.

В последние месяцы ослабленная, особенно вблизи линии фронта, ПВО Украины позволяет ВКС применять один из самых разрушительных видов оружия в российском арсенале – фугасные бомбы огромной мощи с универсальными модулями планирования и коррекции, которые после запуска сбить практически невозможно. Единственное решение для Киева – бить по самим самолётам Су-34, с которых осуществляется сброс ФАБов, или по аэродромам базирования. В Киеве считают, что одна лишь угроза со стороны F-16 может воспрепятствовать части российских самолётов совершать рейды к линии фронта для бомбометания.

В списке желаний украинских лётчиков – истребители F-16

28 июля 2024 года ТГ-канал «Русское оружие» сообщил об уничтожении украинского МиГ-29А управляемой ракетой Р-37М (изделие-610М) при попытке выхода на рубежи пуска противорадиолокационных ракет AGM-88B Block 3 HARM, а также применения активно-реактивных УАБ AASM-250 HAMMER по средствам войсковой ПВО и пунктам управления БПЛА ВС РФ в ближней прифронтовой зоне. Украинский «МиГ» был обнаружен бортовой РЛС с ПФАР «Ирбис» истребителя Су-35С на фоне земной поверхности на удалении около 270 км и перехвачен УРВБ Р-37М на дистанции 213 км.

«МиГ-29А/AS ВСУ был перехвачен ракетой класса "воздух-воздух" сверхбольшой дальности Р-37М на удалении 213 км, что является вполне обычным радиусом действия данной линейки ракет при пуске по низковысотным целям с эшелонов полёта 8500-12500 м. Дальность перехвата высотных маломанёвренных целей может достигать 280 км, маневрирующих – 235-250 км», – пишет эксперт «Русского оружия» Евгений Даманцев.

Поэтому намерение главкома ВФУ Сырского применять F-16 с минимально допустимого рубежа в 40 километров, неизбежно приведёт к потерям украинской авиации. А учитывая наличие у украинских ВВС всего шести обученных на F-16 лётчиков, через некоторое время летать на американских истребителях у режима просроченного президента будет некому.

Также эксперт отмечает, что противник делает ставку на сохранение тенденции к эпизодическому патрулированию ракетно- и самолётоопасных направлений звеньями истребителей Су-35С и Су-30СМ2, что обычно влечёт за собой появление временных «окон» отсутствия функционирования воздушной компоненты ПВО, чем и пользуются экипажи тактической авиации ВФУ, приближаясь на 40-25 км для пусков с кабрирования. Однако, по мнению экспертов, в этом случае F-16 могут столкнуться с проблемой перехвата дальнобойными зенитными управляемыми ракетами комплексов С-350А «Витязь», С-400 и С-300В4.

В качестве альтернативного сценария, предполагается, что F-16AM/С будут интегрированы в сетецентрический тандем с шведскими самолётами радиолокационного дозора и наведения Saab 340 AEW&C. В этом случае они будут обеспечивать F-16 информацией о местонахождении российских истребителей, позволяя им находить временные окна для атак. Однако шведские самолёты будут вынуждены барражировать на значительном удалении от линии боевого соприкосновения, что может снизить их эффективность.

В конечном итоге, варианты применения F-16 ВВС Украины будут зависеть от нескольких факторов, включая тактику и оснащение российских войск ПВО, а также от способности украинских лётчиков использовать возможности новых для них истребителей.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (11 оценок, среднее: 4,45 из 5)
Загрузка...