Американская авиакомпания Delta Air Lines снимает двигатели Pratt & Whitney с новых самолётов A321neo, находящихся в Европе, и отправляет их в США для восстановления лётной годности воздушных судов семейства A320neo, которые временно не эксплуатируются из-за дефектов редукторных двигателей линейки PW1100. Такая практика позволяет перевозчику компенсировать дефицит исправных силовых установок на воздушных судах в США, избегая простоев техники и минимизируя финансовые потери.
Силовые установки Pratt & Whitney PW1100G-JM, производимые на предприятиях США, импортируются как отдельные авиационные компоненты — запчасти, что даёт авиакомпании возможность обойти действующие и грядущие американские пошлины, введённые на готовые самолёты Airbus из Европейского союза. По состоянию на середину июля 2025 года импорт новых европейских лайнеров облагается пошлиной в 10%, которую с 1 августа планируется увеличить до 30%. Перевозка двигателей как американской продукции в обход тарифов снижает дополнительные финансовые издержки.
Генеральный директор авиакомпании Эд Бастиан отметил в интервью Bloomberg, что небольшое количество новых двигателей отправляется без пошлин из Европы в США, и Delta планирует продолжать эту практику. «Двигатели изначально производятся в США, что позволяет авиакомпании перевозить их без 10-процентных тарифов, введённых администрацией Трампа на импорт из Европы. Путём снятия двигателей и их отдельной отправки Delta избегает уплаты тарифов на полностью собранные европейские самолёты, что значительно экономит средства», — заявил он.
Самолёты Airbus A321neo без двигателей остаются в Европе до устранения и торговых ограничений. Эд Бастиан отметил, что компания не намерена платить повышенные пошлины за поставки самолётов и будет продолжать искать легальные обходные пути, пока торговая ситуация между США и ЕС не изменится.
Главный редактор сайта «Авиация России» Андрей Величко отметил в комментарии, что Delta после того, как самолёты произведены и находятся на европейской территории, например, на заводе Airbus или складских площадках, имеет полное право распоряжаться своим имуществом: самолётами и их комплектующими, включая двигатели. «Если это выгодно и разрешено регламентом, авиакомпания может принимать решение о демонтаже двигателей с этих своих новых самолётов для отправки их в США и установки на свои же машины, которые из-за дефектов PW1100 не летают», — сказал он.
По его словам, ключевой момент что, что двигатели Пратт-Уитни, используемые на A321neo, производятся в США, что позволяет перевозчику отправлять их как отдельные запчасти без пошлин, в отличие от полного самолёта, который подлежит 10%-м тарифам как европейский импорт.
Авиакомпании по всему миру сталкиваются с нехваткой авиационных двигателей из-за проблем в цепочке поставок, роста затрат на производство и массового отзыва силовых установок Pratt & Whitney, который начался в 2023 году. Компания проводит проверку и ремонт неисправных двигателей, но сотни самолётов по всему миру остаются на земле, пока идёт этот процесс.