Устойчивость элементов планера самолета и двигателя к воздействию опасных климатических условий стали темой обсуждения специалистов Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) в рамках рабочей встречи в немецком городе Дармштадт с коллегами по Международному кооперационному проекту ICE Genesis программы Европейского союза «Горизонт 2020». Об этом сообщает пресс-служба ЦИАМ.
ICE Genesis направлен на создание нового поколения инструментов для 3D-моделирования процессов обледенения авиационной техники. В перспективе наработанные и экспериментально проверенные решения будут способствовать эффективному проектированию будущих пассажирских самолетов, вертолетов и двигателей с повышенной защитой от опасных атмосферных воздействий.
— Речь идет о крупных переохлажденных каплях, — поясняет начальник отдела ЦИАМ Сергей Гребеньков. — Переохлажденные капли воды содержатся в атмосферных облаках, и когда самолет в них попадает, на крыльях, двигателе и фюзеляже появляются ледяные «наросты», которые существенно искажают заложенные конструкторами характеристики летательного аппарата.
«Стойкость» летательных аппаратов к обледенению — одно из требований к создаваемой авиатехнике будущего. Новые требования отражены в Приложении О к американским (FAR-25) и европейским (CS-25) нормам летной годности, и являются обязательными при проектировании и сертификации.
Именно поэтому разработчики по всему миру, а в проекте ICE Genesis участвуют крупнейшие авиационные концерны и научные центры из 10 стран, ищут новые формы защиты авиационной техники от капризов природы. У ЦИАМ в этом направлении признанный опыт: Институт занимается вопросами обледенения несколько десятков лет. В проекте ICE Genesis ЦИАМ отвечает за выбор испытательного оборудования для моделирования и исследования условий обледенения, измерительных приборов, модернизацию стенда и его калибровку в соответствии с новейшими нормативными требованиями, а также за проведение экспериментальных исследований физических процессов при формировании атмосферного облака, содержащего крупные капли воды.
— С европейскими коллегами по проекту мы обсудили промежуточные результаты работы — разработанные методы измерения размеров переохлажденных капель, способы определения равномерности распределения водности, — поясняет Сергей Гребеньков. — Затронули и вопросы планируемой модернизации аэродинамической трубы для имитации потока, содержащего крупные переохлажденные капли, соответствующие требуемому спектру.
Проект ICE Genesis стартовал в январе 2019 года и рассчитан на 4 года. Наряду с ЦИАМ, российскую сторону представляют ЦАГИ, МФТИ, Центральная аэрологическая обсерватория, АО «ОДК-Авиадвигатель» и МВЗ имени М.Л. Миля. Среди зарубежных участников — CIRA, DLR, ONERA, Dassault Aviation, Airbus Operation SAS, Rolls-Royce plc., Safran Aircraft Engines и др. Следующая встреча рабочей группы планируется в июне 2020 года.
ЦИАМ представил облик гибридной силовой установки для пассажирских самолётов