В рамках рубрики «Словарь Яковлева» серии репортажей пресс-службы ОАК, лётчик-испытатель ОКБ им. Яковлева, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Андрей Воропаев рассказал об устройстве кабины экипажа самолёта МС-21. Он ответил на вопросы о компоновке кабины, оснащении, эргономике, а также о внедрении новых систем жизнеобеспечения и безопасности.
Конструкция кабины МС-21 выполнена по двухместной схеме, ставшей стандартом для современных авиалайнеров. Командир воздушного судна занимает левое кресло, правое предназначено для второго пилота. Предусмотрена также установка дополнительного кресла для размещения третьего члена экипажа — бортинженера или наблюдателя. Такая опциональность позволяет адаптировать кабину под конкретные задачи и модификации самолёта. При этом, развитие авионики и автоматизация управления позволяют эксплуатировать современные самолёты, в том числе и МС-21, без бортинженера, что является существенным фактором снижения эксплуатационных расходов авиакомпаний.
В МС-21 реализована концепция «стеклянной кабины», предполагающая преимущественное использование электронных средств отображения информации. «Рабочие места пилотов оснащены большими дисплеями с высоким разрешением, которые заменяют традиционные приборные панели. Это позволяет сократить количество механических переключателей и упростить управление самолётом. Органы управления — штурвал, педали, ручки тяги — размещены эргономично, чтобы обеспечить максимальный комфорт даже во время длительных полётов», — рассказал Андрей Воропаев.
Многофункциональные жидкокристаллические дисплеи интегрируют информацию от систем самолёта и предоставляют экипажу исчерпывающие данные о их состоянии, навигационной обстановке и метеоусловиях. Электронные индикаторы отображают данные о полётном задании, параметрах работы двигателей, состоянии систем, навигационную информацию и предупреждения, существенно снижая когнитивную нагрузку на пилотов.
Особенностью БРЭО самолёта МС-21 является электродистанционная система управления (ЭДСУ) с активными боковыми ручками управления (БРУ). Активная БРУ в отличие от традиционного штурвала, обеспечивает более эргономичное и интуитивно понятное управление. Движения ручки преобразуются в электрические сигналы, которые поступают в бортовой компьютер системы управления полётом. Пилот прилагает усилие к ручке, а система управления интерпретирует это усилие и отклоняет соответствующие управляющие поверхности.
Система управления обеспечивает обратную связь на ручку, имитируя естественные усилия и сопротивление, что позволяет пилоту чувствовать самолёт и понимать, какое усилие необходимо приложить для выполнения манёвра. Характер обратной связи динамически изменяется в зависимости от режима и скорости полёта лайнера. Отличительной характеристикой АБРУ МС-21 является наличие механической связи между ручками управления обоих пилотов. Если один пилот отклоняет свою ручку, ручка другого пилота также отклоняется. Это обеспечивает лучшую ситуационную осведомлённость и согласованность действий экипажа, поскольку каждый пилот непосредственно чувствует действия другого.
Эргономика рабочих мест пилотов соответствует современным знаниям и достижениям в области инженерной психологии. Андрей Воропаев подчеркнул, что «в кабине всё продумано для удобства экипажа и безопасности полёта». Это достигается за счёт оптимального расположения органов управления, их интуитивной понятности и наличия регулировок, позволяющих настроить рабочее место под индивидуальные особенности каждого пилота. Для улучшения взаимодействия человека с воздушным судном в кабине установлены органы управления, имеющие оптимальную форму и размеры, а также подсветку, обеспечивающую комфортную работу.
Система жизнеобеспечения кабины МС-21 включает в себя комплекс подсистем, обеспечивающих оптимальные условия работы экипажа в течение всего полёта. «Кондиционирование, освещение, аварийное оборудование и средства связи — всё это делает кабину не только удобной, но и безопасной для работы экипажа», — подчеркнул лётчик-испытатель ОКБ им. Яковлева.
Система кондиционирования обеспечивает поддержание оптимальной температуры и влажности воздуха в кабине. Расположение источников освещения спроектировано таким образом, чтобы обеспечивать хорошую видимость приборов и органов управления даже при ярком солнечном свете. Особое внимание уделено аварийному оборудованию, которое должно обеспечивать быструю и эффективную эвакуацию в случае нештатной ситуации. В состав аварийного оборудования входят кислородные маски, спасательные жилеты, средства пожаротушения и аварийные выходы.
В рамках масштабной программы импортозамещения авионика для МС-21 разрабатывается и производится в России. Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), входящее в КРЭТ, играет ключевую роль в этом процессе. УКБП выпускает систему управления общесамолётным оборудованием (СУОСО-МС-21), многофункциональные индикаторы и пульты управления. Московский институт электромеханики и автоматики (МИЭА) разработал информационно-вычислительный комплекс системы управления ИВК-КСУ-МС-21, обеспечивающий ручное и автоматическое пилотирование лайнера. Эти разработки не только обеспечивают независимость от зарубежных поставщиков, но и способствуют развитию отечественной авиационной промышленности, стимулируя создание новых рабочих мест и развитие инновационных технологий.
СУОСО-МС-21 представляет собой комплексную систему, предназначенную для централизованного управления и контроля работы всех общесамолётных систем. Анализ информационно-управляющего поля кабины МС-21, проведённый при её разработке, предопределил архитектуру системы. В состав СУОСО вошли блок вычислитель-концентратор БВК-12, блок преобразования сигналов БПС-14, блок защиты и коммутации БЗК-1, блок управления обогревом стёкол БУОС-1. Это повышает надёжность и безопасность работы самолётных систем, сокращает время обслуживания и предполётной подготовки, снижает нагрузку на экипаж.
Важным элементом современной кабины является интеграция системы электронных полётных планшетов (Electronic Flight Bag, EFB). Отечественное программное обеспечение для EFB направлено на улучшение процессов управления воздушными судами и повышение безопасности полётов. Одна из главных функций этого ПО — оптимизация выбора режима полёта, что достигается путём анализа фактической массы самолёта, погодных условий, характеристик ВПП и действия пилота.
Современная кабина пилотов МС-21 — это результат применения передовых технологий и инженерных решений, направленных на повышение безопасности, эффективности и комфорта полетов. Программа импортозамещения позволила создать современное бортовое радиоэлектронное оборудование для МС-21, отвечающее современным тенденциям и требованиям мирового пассажирского авиастроения, обеспечила дальнейшее поступательное развитие отечественной авиаотрасли.