28 апреля 2022 года лауреату Ленинской и Государственной премии России, академику Академии авиации и воздухоплавания Анатолию Алексеевичу Белосвету исполнилось бы 83 года. Он внес большой вклад в разработку и испытания истребителей МиГ-29 и МиГ-25. В качестве главного конструктора руководил работами по развитию истребителя-перехватчика МиГ-31 и созданию учебно-боевого самолета МиГ-AT. Награжден орденами и многочисленными медалями.
Там за облаками небо
Анатолий Алексеевич Белосвет, будущий главный конструктор АНПК «МиГ», родился Днепродзержинске, что на Украине, в апреле 1939 г. Его предвоенное детство было таким же, как у тысяч его советских сверстников.
Его родители работали и учились в институте, поэтому воспитанием маленького Толи занималась бабушка Анна Яковлевна, графиня по происхождению. Она же была его второй мамой и первой учительницей. Именно бабушка научила его читать и писать. Дед подполковник царской армии, служил в инженерных войсках, затем в Красной армии и погиб в 1941 г.
Во время войны, когда немцы оккупировали Днепродзержинск, маленький Толя Белосвет, как молодогвардеец, участвовал в саботаже против немцев: спичкой спускал шины на немецких грузовиках. Порой такие выходки не проходили даром: однажды Толю чуть не разорвала немецкая овчарка, которую на него натравил охранник. Но юный диверсант успел убежать.
После того, как немцев выбили из Украины, пытливый мальчишка начал с 5 лет ходить в библиотеку и первой его книжкой была книжка «Тема и Жучка».
Учился он в школе отлично, но был хулиганом и его едва в одном из классов не оставили на второй год из-за плохого поведения.
Мечта о небе возникла у маленького Толи Белосвета в раннем детстве. Ведь рядом с домом был аэроклуб, где у утра до вечера взлетали и садились самолеты. Его дядя заканчивал спецшколу ВВС, в которой потом учился Белосвет. И он пошел по его стопам, поступив после 7 класса в эту же спецшколу. Одновременно Толя поступил в аэроклуб, где учился прыгать с парашютом и летать.
15-летним мальчишкой первый раз прыгнул с парашютом с ПО-2 в аэроклубе Днепродзержинска. Вообще-то разрешалось прыгать с 16 лет, но Белосвет подделал справку о возрасте. Его инструктором был Иван Федчишин, первый абсолютный чемпион мира по парашютному спорту. Вот что сам Белосвет вспоминал о своем первом прыжке:
- Для того, чтобы спрыгнуть с ПО-2, надо было вылезти из передней кабины на крыло, какое-то время держаться за расчалки крыла, а потом уйти вниз. Я знал, что основной парашют раскрывался принудительно фалом, привязанным к самолету, а автомат раскрытия запасного парашюта был рассчитан на высоту 500 метров. Поэтому после раскрытия основного парашюта надо было выдернуть левой рукой чеку из автомата, чтобы тот не раскрыл запасной парашют.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2022/04/belosvet-mig.jpg)
Федчишин кричит: «Пошел!», а я руки оторвать не могу от расчалок: страшно. Тогда он скользнул на крыло и меня с него сдуло. Когда раскрылся парашют, я испытал такое удовольствие, что передать невозможно. После приземления я даже попросился прыгнуть еще один раз, поскольку один мальчишка не пришел, а его парашют был уже уложен. Прыгнул я второй раз с удовольствием.
В 1955 г. Белосвет поступил учиться в спецшколу ВВС, где летом были военные лагеря и учебные прыжки с парашютом. Там он сделал еще три прыжка. Правда, третий раз Анатолий прыгнул без всякого удовольствия. Как он потом признавался, наверное, кураж прошел.
Курсант, закончивший 10-й класс спецшколы ВВС, по разнарядке должен был идти в летное училище или, если он был отличником, как Белосвет, то в академию Жуковского. Он же хотел стать летчиком. Но об этом никто не стал с ним разговаривать.
Однако Белосвету повезло. Спецшколы ВВС закрыли. И он, таким образом, избавился от разнарядки. После того, как Анатолий закончил обычную школу с серебряной медалью, то приехал в Москву к родителям, которые жили на даче в Архангельском. Там же поселились ребята, студенты МАИ, игравшие в сильнейшей волейбольной команде этого института.
Белосвет тоже был заядлым волейболистом, имел 1 юношеский разряд по этому виду спорта и на этой теме с ними сошелся. И они его уговорили поступить в МАИ.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2022/04/belosvet-college.jpg)
Конструктор, ученый, летчик
В институте Белосвет учился хорошо, работал на кафедре проектирования самолетов младшим научным сотрудником и занимался научной работой, будучи еще студентом третьего курса.
Его оставляли учиться в аспирантуре, но он не согласился, хотелось живого дела. И Белосвет знал, где этим делом занимаются. Когда он начал писать диплом, то попал на преддипломную практику на фирму, которую возглавлял А.И.Микоян. И там сумел отличиться. Вот что об этом рассказывал сам А.А.Белосвет:
- Еще будучи дипломником, я был лично представлен Артему Ивановичу. Это случилось так. В тот период перед фирмой стояло два крупных вопроса: первый - перехват американских высотных разведчиков типа «Канберра», РБ-47. Их можно было сбить, только с горки, набрав приличную скорость. Параметры этих горок рассчитывали на фирме вручную несколько техников.
В МАИ же нам читал курс вариационные задачи динамики выдающийся ученый и педагог, профессор Остославский. Теоретическую механику преподавал профессор Свешников. Знания по этим предметам и опыт работы на первых ЭВМ типа «Урал» мне очень пригодились, потому что я просчитал за день столько режимов, сколько они сделали за месяц. Поэтому именно за эту работу, когда я еще был дипломником, меня представили А.И. Микояну.
Второй раз я столкнулся с Микояном чуть позже. В то время в 1961 г на фирме шла эпопея с самовращением самолета МиГ-21. Чуть раньше была создана и опубликована в печатных трудах ЦАГИ первая в мире теория этого инерционного вращения за подписью академика Бюшгенса, доктора наук Рэма Студнева и инженера А.Белосвета. Так я столкнулся с большой наукой. Мы сделали теоретическое обоснование этого режима и показали, где самолет может попасть в этот режим, а где нет.
Вскоре после того, как я начал работать на заводе, меня послали на совещание у Микояна по вопросу автоматического управления. Дело было в том, что считалось, что именно из-за возникновения инерционного вращения происходили катастрофы, гибли летчика. Микояна таскали в разные инстанции и упрекали в том, что он ничего не может сделать с ним, хотя потом выяснилось, что катастрофы были совсем по другим причинам.
Так вот на этом совещании, когда возник вопрос о гибели летчиков и самолетов, причиной которой некоторые высокопоставленные чиновники называли самовращение, я не выдержал и громко сказал:
- Врут они все!
Микоян тут же повернул ко мне голову и с характерным акцентом ответил на мою реплику:
- Ишь, ты, молодой да ранний! Вот возьми и докажи свои слова. Напиши программу испытаний, проведи ее, докажи свою теорию.
А я ему в ответ:
- Это не моя теория, Артем Иванович, это теория ЦАГИ, академика Бюшгенса и доктора наук Студнева.
- Тем более, - сказал Микоян, - Иди, работай.
И начались испытания. Их проводил летчики - испытатели от нас - А.Федотов, от военных - В.Плюшкин. По их результатам были выработаны методы борьбы с инерционным самовращением, после чего перестали гибнуть летчики и истребители.
Люди и самолеты
На фирме Микояна, продолжил свой рассказ А.А. Белосвет, я сталкивался со многими выдающимися руководителями, инженерами и летчиками. О А.И.Микояне я уже говорил. Его заместитель М.И. Гуревич в то время занимался беспилотной тематикой и мы, благодаря ему, и возглавляемой им группе конструкторов, сделали первые крылатые ракеты на 18 лет раньше, чем американцы.
Ростислава Аполлосовича Белякова я знаю почти 50 лет. Когда я пришел на фирму на преддипломную практику, его примерно в это время назначили первым заместителем А.И.Микояна. И он занимался МиГ-21.
Руководителем бюро проектов тогда был А.И. Чумаченко Он начал под руководством Белякова проектирование МиГ-29. Такого выдающего проектанта ни в России, ни в мире не было.
А.Л. Брунов являлся очень квалифицированным главным конструктором и по сути дела первым замом Микояна по пилотажной тематике. Это были истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, 19, 21, Е-8. Я плотно с ним работал и жил с ним много лет на полигоне в Ахтубинске в одном домике.
Хорошее впечатление оставил о себе и Н.З.Матюк, который принимал участие в разработке многих истребителей, включая тяжелые И-75, Е-150, МиГ-25.
Я работал со многими выдающими летчиками-испытателями старшего поколения, такими как А.В. Федотов, Остапенко, Седов. Г.К. Мосолов. Вот что о некоторых из них сказал главный военный летчик- испытатель ВВС генерал Андрей Арсенович Манучаров:
- Федотов летает как бог, а Остапенко летает как птица.
Знал хорошо и молодых испытателей: В.Меницкого, Т.Аубакирова, Р.Таскаева и многих других.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2022/04/belosvet-savitskaya.jpg)
Для того, чтобы понять, что чувствует испытатель в полете, я решил стать летчиком. Поступил на летное отделение при ЛИИ для летчиков и планеристов. Его они называли в шутку «Аэроклуб им. Миронова» в честь одного из начальников ЛИИ. Там было два отделения: самолетное и планерное, я естественно выбрал первое.
Я должен был по программе сделать 120 полетов с инструктором А.П. Красильщиковым на Як-18, хотя уже много летал на фирме на истребителях типа спарки МиГ-21, как ведущий инженер, порой сам пилотировал их. На МиГ-21 и МиГ-23 делал штопоры и выводил из них самолеты по нашей с Федотовым методике. Много летал с летчиками-испытателями Остапенко, Б.Орловым, А. Фастовцем, В. Меницким. Поэтому по просьбе Федотова меня выпустили досрочно до истечения программы обучения. Было мне в это время около 30-ти лет и я был начальником отдела испытаний самолетов. Я начал летать и сделал около 500 полетов на пилотажных самолетах. Наверное, я был такой один на фирме Микояна.
Злой штопор
Штопор всегда бы одной из самых непредвиденных опасностей, которые подстерегали летчиков в воздухе. Об этом они и особенно летчики-испытатели знали и искали способы выхода из него.
В то время королем штопора был летчик - испытатель из ЛИИ А. А. Щербаков и он проводил все испытания всех истребителей на штопор. Хорошо штопорил и Олег Гудков. Федотов тоже летал на штопор, но не так интенсивно.
В то время, вспоминал А.А.Белосвет, существовало 4 способа вывода из штопора. Мы изобрели еще один, абсолютно новый и необычный - 4Ф (четвертый Федотова). Обычный метод вывода из штопора заключался в выводе ручки от себя и ноги против штопора, а 4Ф – ручку на себя и потом по штопору, что было не привычно для любого опытного пилота. Его первым применил Федотов на МиГ-23, когда Щербаков был в отпуске. После применения этого способа он восторженно заявил мне:
- Толя, машина из штопора выскакивает как пробка из бутылки!
Благодаря этому методу был сокращен объем испытаний на штопор, не надо было таскать на истребителе противоштопорные ракеты и парашюты, повышалась безопасность самих испытаний. За это изобретение мы получили большое вознаграждение и, думаю, спасли множество жизней.
По труду и отдых
Интенсивный труд руководителя, проведение испытаний требовал такого же интенсивного отдыха. Вот что говорил об этом сам Белосвет:
- Начальник ЛИИ Виктор Васильевич Уткин был выдающимся ученым и моим близким другом. Все отпуска мы проводили вместе. Две недели в горах на лыжах в Терсколе и две недели на охоте где-нибудь на Севере. А вообще компания у нас была авиационно-артистическая: я и Уткин, Василий Лановой и певец Артур Эйзен. Лановой – это всем известно, был стройным красавцем, каким и остался сейчас, держался немного свысока с нами и поэтому мы его часто звали «Вася Высочество».
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2022/04/utkin-lanovoi-belosvet.jpg)
Я любил готовить дичь, а уток ощипывали друзья. Мое фирменное блюдо носило шутливое название «шурум-бурум». Оно готовится из дикой утки, которая обжаривается, а потом ее помещают в кипящий в котле грибной рассол. Туда же добавляется картошка и всякие специи. Получается вкусное и почти диетическое блюдо, пальчики оближешь!
Жизнь удалась
Белосвет учился и работал всю жизнь. На фирме Микояна прошел путь от простого инженера до первого заместителя генерального конструктора. Стал лауреатом Ленинской и Государственной премии России.
С группой единомышленников, в которую входили Р.А.Беляков и В.Е. Меницкий, он разработал аванпроект суперлегкого многофункционального истребителя, способного на бесфорсажном режиме летать со сверхзвуковой скоростью. Практически он был готов к постройке. Только эта идея до сих пор не воплотилась в жизнь.
В конце очерка, наверное, стоит привести слова Валерия Меницкого, который хорошо знал нашего героя:
- Это удивительный, талантливый ученый-практик, он мог бы стать и прекрасным теоретиком - у него была не голова, а настоящий компьютер. Таких, как Белосвет, во всем нашем авиационном мире насчитывалось тогда не больше, чем пальцев на двух руках.
Надо сказать, и самомнение у него было будь здоров. Вот уж он-то ложной скромностью не страдал. Хотя Толя и был моим близким другом, но должен признать: его порой отличала даже не самоуверенностъ, а какое-то, я бы сказал, сверхнахальство. Но о своих подчиненных он заботился очень хорошо, по-отечески. Белосвет, конечно, их нещадно ругал, ругал всегда и везде, но и защищал тоже. Об этом все знали. Хотя работать с ним бывало очень тяжело, потому что он требовал от других понимания техники на своем, высоком уровне. А человеком он был почти гениальным.
Анатолий Алексеевич Белосвет умер в июне 2014 г. и похоронен на Троекуровском кладбище.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»