Украинские информационные ресурсы сообщают о новой российской разработке в области беспилотных авиационных комплексов. Речь идёт о дроне, оборудованном камерой и двумя LTE-модемами, обеспечивающими передачу видеопотока в реальном времени через мобильные базовые станции. Об этом рассказал ТГ-канал «Русское оружие».
Одновременно с передачей изображения производится обмен с оператором командами для корректировки курса. В сообщении приводится видео из Сум, где БПЛА, напоминающий по аэродинамической схеме «Герань-2», на высоте нескольких метров пролетает над одной из улиц с оживлённым автомобильным движением. Источники отмечают возможность использования этой системы не только для разведки, но и в качестве ложной цели для перегрузки украинских систем противовоздушной обороны.
В сообщении поднимается вопрос о происхождении отдельных компонентов, якобы произведённых в Китае. Такие утверждения вызывают сомнения и часто используются Украиной как повод для усиления санкционного давления, в том числе в контексте отношений России с Китаем. При этом глава киевского режима заявляет, что ему «не нужны гаранты, которые не помогают Украине и не помогли ей в тот момент, когда она действительно в этом нуждалась».
В свете сообщений о русских БПЛА с управлением по каналам сотовой связи несколькими днями раньше (18 августа) пресс-служба Московского авиационного института распространила релиз о разработке системы удаленного управления беспилотными летательными аппаратами с применением сетей 4G/LTE. Технология позволяет в режиме реального времени передавать оператору не только видеосигнал, но и ряд параметров полёта, обеспечивая полноценный контроль и наведение дрона на расстоянии до 50 километров.
Оператор может осуществлять полный контроль над параметрами полёта БПЛА, определять его местоположение в пространстве и следить за техническим состоянием. «Наш проект позволяет повысить эффективность использования беспилотных авиационных систем, обеспечивая безопасное выполнение полётов и расширение зон применения за счёт надёжной передачи данных и видеосигнала на удалённый пункт управления», – отметил главный конструктор Центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.
Система представляет собой компактное устройство массой около 360 граммов с двумя параллельно работающими независимыми 4G-модемами. Такая конструкция обеспечивает автоматический выбор наиболее качественного канала передачи данных в зависимости от условий сигнала и полёта, что гарантирует стабильную связь при переходе аппарата между базовыми станциями и изменении качества сотового сигнала. Блок адаптирован для эксплуатации при температуре от -40 до +60 градусов Цельсия, питание осуществляется в диапазоне напряжений от 12 до 60 В.
«На данный момент технология успешно прошла испытания, подтвердив свою работоспособность и возможность стабильной передачи данных в реальных условиях эксплуатации. Разработка полностью готова к интеграции в отечественные беспилотные авиационные системы и может быть доработана с учётом специфических требований промышленных партнёров, работающих в сфере проектирования, производства и эксплуатации БАС», – говорится в пресс-релизе.
Если сопоставить информацию, получаемую с Украины, и официальное сообщение МАИ, прослеживается явное технологическое сходство. Разработка МАИ во многом совпадает с описанием технологического потенциала беспилотника, зафиксированного в Сумах. Также соответствует заявленное расстояние, на котором возможен контроль и управление БПЛА – от Сум до границы с Курской областью примерно 30 километров.
Совокупность этих данных и их сопоставление позволяют сделать однозначный вывод: технологии управления дронами через мобильные сети не только существуют, но и активно внедряются в российской беспилотной авиации. При этом вопросы происхождения отдельных технических компонентов скорее отражают информационные противостояния и политическое давление, чем объективный уровень и надежность российского оборудования. Подобные совпадения указывают на высокий технологический уровень российских беспилотных платформ и их широкое применение.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»