В последние годы развитие беспилотных воздушных судов становится одним из стратегических направлений авиационной индустрии России. Надёжная система удалённой идентификации дронов – ключевой элемент, позволяющий безопасно интегрировать эти аппараты в общее воздушное пространство и обеспечить контроль их полётов. Госкорпорация по организации воздушного движения по поручению Росавиации с 30 июля по 6 августа в восьми регионах России, от Ямала до Ленинградской области, провела испытания системы удалённого опознавания, которые показали, что технические решения уже готовы к широкому применению и внедрению в отрасль.
В испытаниях были использованы промышленные БПЛА компании «Геоскан», в том числе модели 201, 401, 701, 801 и Gemini. На каждом аппарате установили бортовые АЗН-В передатчики «Колибри» и «Москит». Всего было выполнено 25 полётов различной сложности, сообщили в пресс-службе ГК «Геоскан».
В Самарской области были испытаны тяжёлые БПЛА взлётной массой более 30 килограмм. Аппараты передавали полный набор идентификационных данных: опознавательный индекс, в качестве которого выступает регистрационный номер, категорию воздушного судна, текущую высоту и координаты местоположения.
Передача информации осуществлялась по двум каналам. Первый – через бортовые передатчики на цифровую платформу «Небосвод» и систему представления планов полётов СППИ. Второй – через линию управления и контроля с наземной станцией с последующей ретрансляцией на «Небосвод». Связь обеспечивали GSM и спутниковые сети.
Спутник «Геоскан-2»: новый уровень контроля воздушного пространства через малые космические аппараты
Специалисты Госкорпорации по ОрВД отслеживали движение всех беспилотников в режиме реального времени на экранах систем управления воздушным движением. Корректность передачи данных подтверждена по всем параметрам.
«Мы получили чёткие доказательства того, что выбранные технические решения работают без сбоев и полностью готовы к внедрению в повседневную практику», – подчеркнул заместитель главы Росавиации Андрей Потёмкин.
По его словам, для всей отрасли это шаг вперёд в обеспечении безопасности воздушного пространства и создании условий для развития беспилотных технологий. «В ближайшее время мы планируем официально представить результаты испытаний, которые зададут новый стандарт качества и надёжности», – сказал Андрей Потёмкин.
Компания «Геоскан» интегрировала своё программное обеспечение наземных станций управления с платформой «Небосвод» в 2023 году. Технический директор группы компаний Виталий Клинцевич подчеркнул готовность делиться накопленным опытом для развития отрасли.
Результаты испытаний получили практическое значение в связи с вступающим в силу регулированием. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 года № 1701 устанавливает обязательные требования к системам идентификации. С 1 марта 2026 года все беспилотные воздушные суда должны передавать данные о себе в реальном времени.