9 февраля 2023 года — к 100-летию гражданской авиации России

Фото © «Авиация России»

Днём рождения гражданской авиации России считается 9 февраля 1923 года. Именно в этот день было принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». А 17 марта 1923 года появился «Добролёт» – первое добровольное воздушное общество, развивавшееся за счёт взносов граждан. Таким образом, российская авиация родилась благодаря поддержке народа, который, несмотря на трудности того времени, объединился ради общей цели – создания необходимой стране отрасли.

100-летие этой даты мы встречаем в сложных условиях, которые в тоже время стимулируют рост экономики, деловой инициативы и научно-технологического потенциала. Несмотря на беспрецедентное внешнее давление западных конкурентов, авиационная отрасль нашей страны живёт и развивается. Стратегическими задачами сегодня являются импортозамещение и ускоренный переход на отечественную авиатехнику.

Первый советский самолёт, использовавшийся для перевозки людей и почты, был создан в авиационном отделе ЦАГИ группой инженеров, которую возглавлял Андрей Николаевич Туполева – цельнометаллический АНТ-2, положивший начало металлическому самолётостроению в нашей стране. При его создании много внимание уделялось хорошему аэродинамическому качеству, простоте конструкции и возможности уменьшить массу не в ущерб прочности.

Затем был один из первых многоместных пассажирских летательных аппаратов АНТ-9, на котором летом 1929 года экипаж М.М. Громова с восемью пассажирами совершил перелёт по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва. Советская гражданская авиатехника часто имела двойное назначение, но тем не менее нам известны такие шедевры авиаконструкторов, как авиагигант АНТ-20 «Максим Горький», установивший мировые рекорды грузоподъёмности, АНТ-25, совершивший первый в беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс, АНТ-37 «Родина», на котором выполнен женский мировой рекорд дальности полёта.

Почти сразу после Великой Отечественной войны в небо поднялся первый пассажирский самолёт ОКБ С.В. Ильюшина Ил-12. В 1948 году начал эксплуатироваться знаменитый – Ан-2. В 1950-е годы стартовала эра реактивной авиации, открыл которую самолёт Ту-104. Прочность фюзеляжа этого воздушного судна проверялась в специально построенном в ЦАГИ гидробассейне. Опыт совместной работы ОКБ Туполева и «Аэрофлота» по внедрению Ту-104 впоследствии был успешно использован при создании лайнеров Ту-114, Ту-124, Ту-134. Ну а самым массовым советским самолётом в своем классе стал Ту-154. Не менее знаковыми в истории отечественной гражданской авиации являлись Ил-86 и Ил-96, Як-40, Ан-124, Ту-204 и, конечно же, сверхзвуковой Ту-144.

Современные условия диктуют новые технологические вызовы. Воплощение гражданской авиации наших дней – самолёты МС-21 и SSJ100. В 2022 году совместная работа учёных ЦАГИ и специалистов корпорации «Иркут» позволила в ходе статических исследований проверить правильность расчётных методик, направленных на обеспечение прочности МС-21. Эта работа и сейчас продолжается в рамках ресурсных испытаний. В 2025 году самолёт с полностью российскими комплектующими начнёт коммерческие перевозки пассажиров и грузов.

Что касается программы «Суперджет», то в ближайшей перспективе предстоит обеспечить импортонезависимость этой машины. Ожидается, что доля отечественной продукции в импортозамещённом самолёте SSJ-New составит более 90 процентов.

Активная работа продолжается и над региональными самолётами ЛМС-901 «Байкал», ТВРС-44 «Ладога», L-410.

В ЦАГИ прорабатываются новые решения для пассажирских и транспортных машин – лёгкий конвертируемый самолёт на криогенном топливе, грузоподъёмный «Слон», перспективные компоновки будущего, такие как «летающее крыло», летательные аппараты вертикального взлёта и посадки, самолёты с гибридными электрическими силовыми установками.

Одна из приоритетных задач – создание сверхзвукового гражданского авиатранспорта следующего поколения. В настоящий момент идёт работа над ключевыми технологиями сверхзвукового пассажирского самолёта. Планируется, что первый демонстрационный полёт он совершит в 2028 году.

Сайт «Авиация России» поздравляет всех авиаторов, работников и ветеранов гражданской авиации со 100-летием отрасли. Желает вам чистого неба, безопасных полётов, крепкого здоровья, благополучия и всего самого доброго!

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...