Жуковский: от маленького поселка до центра авиастроения

По историческим меркам Жуковский – город молодой. В апреле 2020 он отметил свой 85-летний юбилей. Но, как это обычно бывает, история города не отсчитывается от официальной даты его основания, а уходит корнями в далёкое прошлое. Жуковский «вырос» из маленьких домиков старинных деревушек Колонец и Новорождествено. Упоминания о населённом пункте относятся к концу XVI века – говорят, что здесь после Смутного времени появился монастырь Иоанна Предтечи, основанный в память о сыне Ивана Грозного.


К сожалению, от древних сёл практически ничего не осталось, а основной отправной точкой в истории города считают 13 августа 1933 года. Именно в этот день было принято решение о строительстве здесь нового комплекса ЦАГИ. Сам Центральный аэрогидродинамический институт был основан ещё в 1918 году в Москве одним из «отцов» отечественной авиации Николаем Егоровичем Жуковским. Авиационный парк страны увеличивался за счёт новых самолётов, требовала расширения и экспериментальная база института. Строительство нового ЦАГИ здесь стартовало в 1935 году, а уже спустя четыре года начали работу уникальные аэродинамические трубы института. Для сотрудников был построен жилой посёлок, получивший название в духе того времени – Стаханово.

В 1930-1940-е годы от ЦАГИ отделились Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), ОКБ А.Н. Туполева и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций. В их числе и Летно-исследовательский институт (ЛИИ), который расположился по соседству с ЦАГИ в поселке Стаханово. Проект нового института представил накануне войны шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов. Сегодня институт носит имя своего создателя – это ЛИИ им. Громова. Со дня основания здесь проходят испытания отечественные истребители, разработанные в ОКБ Микояна, Лавочкина, Яковлева, Сухого.

ЦАГИ, испытания самолёта Пе-2

В 1947 году отмечалось 100-летие со дня рождения основателя ЦАГИ. С этой знаменательной датой и связано решение о переименовании посёлка Стаханово в город Жуковский. А спустя 60 лет «город, устремлённый в небо», как называют Жуковский его жители, получил звание наукограда. Сегодня здесь работают Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского, НИИ авиационного оборудования (НИИАО), Лётно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ) и другие предприятия отечественного авиапрома.

История Жуковского неразрывно связана с достижениями и успехами не только отечественной авиации, но и космической отрасли страны. В Жуковском работал Сергей Королёв, на территории ЛИИ проходил подготовку Юрий Гагарин. Предприятия города принимали участие в разработке знаковых отечественных космических аппаратов. К примеру, специалистами НИИАО (сегодня входит в КРЭТ) были разработаны системы отображения информации и средств ручного управления для всех отечественных пилотируемых космических аппаратов, начиная с «Востока», а также для орбитальных станций. Кабина легендарного «Бурана» разрабатывалась специалистами «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», который сегодня входит в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

Эти ключевые работы прославили Жуковский как центр авиакосмической промышленности не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако настоящую мировую славу город обрёл в 1992 году, когда на аэродроме ЛИИ прошла первая авиационно-космическая выставка в России – «МосАэроШоу». Она стала международной и приобрела своё сегодняшнее название – МАКС. Теперь каждые два года Жуковский принимает один из крупнейших мировых авиасалонов.

МАКС-2015, строительство пассажирского терминала аэропорта Жуковский

МАКС проходит на базе испытательного аэродрома ЛИИ им. Громова. Его основная взлётно-посадочная полоса протяжённостью около 5 км является самой длинной в Европе. Здесь, помимо экспериментальной авиации, базируется международный аэропорт Жуковский.

План по созданию гражданского аэропорта на базе аэродрома ЛИИ был разработан в 2012 году Госкорпорацией Ростех и ОАК. Управляет аэропортом холдинг «Рампорт Аэро», совладельцем которого является входящая в Ростех компания «ТВК Россия».

Работы над первым терминалом и подготовка инфраструктуры аэродрома под требования гражданской авиации начались в 2015 году, а уже через год состоялось торжественное открытие аэропорта Жуковский. Поступив на гражданскую службу, Жуковский остался также аэропортом экспериментальной и государственной авиации. Сегодня здесь продолжаются испытательные полёты, а также базируется спецтехника МЧС России. Благодаря своей взлётно-посадочной полосе, аэропорт Жуковский имеет преимущество перед другими авиационными воротами страны – он может принимать воздушные суда всех типов и любой взлётной массы.

ЦАГИ, статические испытания композитного кессона крыла МС-21

Пропускная способность аэропорта – 2 млн пассажиров в год. В 2019 году пассажиропоток составил чуть более 1,3 млн человек. Из Жуковского можно было улететь примерно в 40 направлениях: по России, в страны ближнего и дальнего зарубежья. В этом непростом для авиации году, конечно, до таких показателей далеко. Но несмотря на все трудности, аэропорт Жуковский не приостанавливал свою работу и даже наращивал мощности. В 2020-м открыт новый логистический комплекс с международным грузовым терминалом, способный обслужить 100 тыс. тонн грузов в год.

В октябре 2020 Жуковский стал вторым аэропортом в России, получившим сертификат RA-3, который упрощает организацию авиационных грузоперевозок на территорию Евросоюза. Кроме того, в условиях пандемии Жуковский стал одним из логистических центров для внутреннего и международного оборота медицинских товаров. Из других успехов 2020 года – это 70 рейсов авиации МЧС и 1650 тонн оборудования для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов в Норильской области.

По материалам ГК Ростех
Фото: устремленный ввысь самолёт - символ центра авиационной науки - города Жуковский. © Издательство "Вегапринт"



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...