В Новосибирске на летающей лаборатории на базе самолёта Як-52 выполнены пробежки и подлёты в рамках запланированного этапа отработки демонстратора авиационного поршневого двигателя АПД-А, сообщили в пресс-службе Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ).
Двигатель-демонстратор АПД-А является модификацией разработанного в ЦИАМ авиационного поршневого двигателя АПД-500 (мощность 500 л.с.), который был создан на базе автомобильного двигателя семейства «Кортеж» ЕМП ФГУП «НАМИ». Заказчиком разработки семейства поршневых авиадвигателей выступает Минпромторг России, головным исполнителем является ЦИАМ. Работы ведутся совместно с ФГУП «НАМИ» и ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина».
Испытания мотора в составе летающей лаборатории прошли в СибНИА. Летающая лаборатория на базе самолёта Як-52 с двигателем-демонстратором АПД-А выполнила наземные гонки, после них – руление, пробежки по взлётно-посадочной полосе и подлёты.
«Испытания двигателя в составе летающей лаборатории прошли штатно и подтвердили его способность обеспечить необходимые лётные характеристики», – прокомментировал генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов.
По его словам, были отработаны запуски, работа на разных режимах: наземные гонки, крейсерский и другие, в которых оценивалось тепловое состояние и приёмистость двигателя, что особенно важно для аэробатики. Также проверялось взаимодействие всех систем в целом.
Ранее двигатель-демонстратор АПД-А успешно прошёл комплекс стендовых испытаний. При этом он испытывался не только «традиционными» способами, но и в перевёрнутом положении – одна из главных задач двигателя акробатического самолёта – обеспечение выполнения фигур сложного и высшего пилотажа в условиях высоких положительных и отрицательных перегрузок, в перевернутом полёте, на предельных режимах.
Основной задачей следующего этапа станет доработка конструкции двигателя по результатам проведённых испытаний с отработкой АПД-А на наземном стенде, а также продолжение лётных испытаний мотора в составе летающей лаборатории.