Вертолёт Ми-34 – трудная судьба русского «Отшельника»

Фото © «Вертолёты России»

Первый опытный вертолёт Ми-34, по натовской классификации получивший имя «Отшельник» (Hermit), совершил первый полёт 17 ноября 1986 года, пилотировал лётчик-испытатель Борис Савинов. Вертолёт разрабатывался в качестве лёгкого учебно-спортивного вертолёта для замены использовавшихся для этих целей вертолётов Ми-1 и Ми-2.

Было начато производство вертолётов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ. Несколько таких вертолётов были закуплены московской милицией. Также поставлялись в Казахстан и Нигерию, всего было произведено более 20 штук.

Во время испытаний на вертолёте Ми-34 было продемонстрировано выполнение таких фигур высшего пилотажа, как «бочка» и «петля Нестерова», впервые для наших вертолётов. В 1987 г. Ми-34 впервые был показан на Парижском авиационно-космическом салоне, а затем на многих других международных выставках, демонстрируя высокие лётные характеристики.

Борис Савинов

В 2007 наша команда по вертолётному спорту HeliRussia Team в составе Михаила и Юрия Казачковых при поддержке ОПК «Оборонпром» и холдинга «Вертолёты России» подготовила и провела уникальное европейское турне: впервые в истории российские спортсмены выступили на вертолёте Ми-34 и заняли призовые места в национальных чемпионатах трёх европейских стран: Великобритании, Италии и Франции.

Вертолёт Ми-34 выпускался в следующих модификациях:

  • Ми-34 («изделие 300») – базовый. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
  • Ми-34А – вертолет с газотурбинным двигателем Allison 250-C20R мощностью 450 л.с.
  • Ми-34П – патрульный вертолёт для контроля дорожного движения. Вертолёт оборудован мощной фарой, громкоговорителем и гиростабилизированный биноклем. Для выполнения патрульных полетов ночью предусмотрена возможность установки тепловизора израильской фирмы Elbit.
  • Ми-34В или Ми-34ВАЗ – версия Ми-34 с двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-4265. Также известен как Ми-234.
  • Ми-34М – военная модификация Ми-34ВАЗ, представляющая собой вариант со специальным оборудованием для целеуказания и разведки. Первый испытательный полёт вертолёт совершил в 1993 году.
  • Ми-34М1– Ми-34М с двумя газотурбинными двигателями.
  • Ми-34C – четырёхместная модификация вертолёта оборудованного в соответствии с сертификационными требованиями эквивалентными FAR(JAR)-27.
  • Ми-34С2 «Сапсан» – с газотурбинным двигателем Arrius-2F французской компании Turbomeca.
  • Ми-34АС – учебно-тренировочный с дублированным управлением.

2 августа 2011 года на лётно-испытательном комплексе ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Барков первый раз оторвал вертолёт Ми-34С1 от земли, состоялось так называемое первое висение. 5 августа 2011 года на вертолёте Ми-34С1 был совершен первый полёт по кругу в рамках испытаний.

По мнению разработчиков ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», испытания лёгкого вертолета Ми-34С1 проходили успешно: на вертолёте было выполнено более 20 наземных гонок и более 10 полётов на различных режимах скоростей. Подтверждены лётно-технические характеристики вертолёта.

Ми-34С1 был конструктивно доработан с учётом ранее полученных результатов сертифицированных вертолётов Ми-34. В модернизированной версии были усовершенствованы система управления, гидравлическая и топливная конструкции, внесены изменения в конструкцию лопастей несущего винта. После внесения необходимых изменений для подтверждения сертификата типа Ми-34С1 был готов к серийному производству.

Ми-34С1 также получил новое название. Из «отшельника» он стал «принцем», правда, почему-то «чёрным», наверное, из-за его окраски.

Как считают и наши, и зарубежные эксперты, в России две беды: дураки и дороги. Главной же причиной задержек создания новых типов и самолётов, и вертолётов является третья беда: отсутствие лёгких по весу и мощных отечественных авиадвигателей.

Тем не менее, был Ми-34С1 оборудован более мощным двигателем по сравнению с М-14 отечественным поршневым мотором М9ФВ производства Воронежского механического завода, что позволило увеличить скорость и дальность полёта вертолёта до 450 км.
Звездообразный поршневой четырёхтактный девятицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением М-9ФВ являлся дальнейшим развитием серии двигателей М-14 и М9Ф с повышенной по сравнению с М-14 взлётной мощностью. Он работал на авиационных и автомобильных бензинах и маслах.

Фото © «Вертолёты России»


Одним из конкурентов Ми-34С1 является компания «Робинсон» со своим вертолетом Robinson R44 и компания «Еврокоптер» с Eurocopter ЕС 120R44. За рынок лёгких вертолётов стоит побороться, ведь он превышает 1 тыс. винтокрылых машин. У российского вертолёта было ряд технических преимуществ, которые повышали его безопасность. Это, например, 4-лопастный несущий винт, который более надёжен, чем 2-лопастной винт «Робинсона». К тому же наш вертолёт был более приспособлен к жёстким посадкам, чем вертолёты наших ближайших конкурентов.

Ми-34С1 стал единственным в мире лёгким вертолётом, способным выполнять все фигуры высшего пилотажа, он, безусловно, был интересен и спортсменам-вертолётчикам. Благодаря высоким манёвренным характеристикам Ми-34 можно было использовать для тренировок лётчиков воинских частей, эксплуатирующих боевые вертолёты Ми-28Н.

По оценкам западных и российских экспертов, стоимость Ми-34С1 не превышала в свое время 500 тыс. долл., что на 20 проц. дешевле R44. Для того, чтобы программа производства окупилась, необходимо было продать около 100 Ми-34С1 в течение пяти лет.

Лёгкие вертолёты Ми-34 разрабатывались в качестве учебно-спортивных для замены Ми-1 и Ми-2. В соответствии с Программой развития гражданской авиационной техники на период 1992-2000 гг. планировалось выпустить более 400 вертолётов типа Ми-34 по цене 350 тыс. долл. каждый. Несмотря на то, что потребность в таком типе вертолётов прогнозировалось почти в 2 тыс. машин, по экономическим причинам серийное производство Ми-34 было заморожено в 2012 г.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...