Ваш багаж летит не с вами: Turkish Airlines продолжает недозагружать багаж на рейсах в Москву и Санкт-Петербург

Фото © «Авиация России»

Пассажиры рейсов Turkish Airlines систематически сталкиваются с недозагрузкой багажа на маршрутах из Турции в Москву. Московский аэропорт Внуково практически ежедневно фиксирует снятие багажа с рейсов в Анталье. Подобные инциденты начались в середине июня и происходят регулярно, превратившись в системную проблему российского направления.

За июль задержки багажа Turkish Airlines на рейсах из Турции в Россию были значительными. По данным аэропорта Пулково, с 20 по 23 июля было зарегистрировано около 350 заявлений от пассажиров по фактам недоставленного багажа, а общее количество превысило 500 единиц. В среднем это означает порядка 125 единиц багажа в неделю с заявленными задержками, причём задержки касались преимущественно рейсов из Антальи и Стамбула в Москву и Санкт-Петербург и выражались в необходимости доставить вещи рейсами с досылкой, которые прилетают спустя несколько часов или суток после рейса прилёта владельца багажа.

Проблема находится в коммерческом решении Turkish Airlines максимально заправлять самолёты топливом в турецких аэропортах «под горлышко» для экономии, избегая дозаправок в российских аэропортах. Перевозчик эксплуатирует на маршрутах из Антальи узкофюзеляжные Airbus A320/321 с дальностью полёта до 6100 км при полной коммерческой загрузке. Перелёты проходят над территориями европейских стран и Белоруссии, протяжённость маршрута во Внуково составляет около 2140 км, время в пути – около 4-х часов, т.е., имеется почти трёхкратный запас дальности полёта.

В жарком климате, подобном Анталье, критическим фактором становится снижение плотности воздуха. При температуре +43°C (относительно стандартных +15°C) и давлении 1013 гПа плотность уменьшается на 8,9%. Для Airbus A320/321 во взлётной конфигурации это приводит к пропорциональному снижению подъёмной силы при неизменной скорости и угле атаки.

При типичной взлётной скорости 70 м/с и максимальной взлётной массе (MTOW) 78 000 кг возникает дефицит подъёмной силы в 68 кН (6,9 тс). Это накладывает жёсткие ограничения: для безопасного взлёта требуется либо увеличение скорости (и длины разбега), либо снижение взлётного веса за счёт полезной нагрузки.

Тяга силовых установок Airbus A320/321 (двигатели CFM56-5B или V2500) в стандартных условиях составляет 11 300 кгс для A320 и 13 000 кгс для A321 на каждый двигатель. При повышении температуры до +43°C плотность воздуха уменьшается до 91,1% от стандартного значения. Для турбовентиляторных двигателей зависимость тяги от плотности воздуха при указанной температуре даёт снижение тяги примерно на 7,5%.

Таким образом, для A320 потеря тяги составляет около 850 кгс на двигатель (1700 кгс для двух двигателей), а для A321 – около 975 кгс на двигатель (1950 кгс для двух двигателей)1. В сочетании с уменьшенной подъёмной силой эти потери создают двойное ограничение взлётных возможностей самолёта, заставляя авиакомпанию выбирать между количеством топлива и весом багажа. Turkish Airlines предпочитает максимально залить топливо, чтобы хватило на обратный перелёт без дозаправки в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, снижая багажную загрузку.

Если конечный пункт назначения Москва или Петербург, то за багажом, хоть это и неудобно, можно приехать в аэропорт. Но что делать тем, кому нужно продолжить поездку самолётом, поездом или автобусом? Пассажиры лишаются права на своевременное получение личных вещей, попадают в стрессовую ситуацию и несут дополнительные непредвиденные расходы. Это противоречит международным стандартам пассажирских перевозок, а авиакомпания ограничивается формальными извинениями, не меняя операционную модель.

Статья 17 Монреальской конвенции устанавливает ответственность перевозчика за ущерб, причинённый пассажиру, включая случаи утраты или повреждения багажа, если событие произошло в период ответственности перевозчика (на борту самолёта или в процессе его перевозки). Перевозчик обязан доставить багаж своевременно и в соответствии с договором перевозки.

Статья 19 Монреальской конвенции регулирует ответственность перевозчика за вред, который возникает в результате задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. В тексте этой статьи говорится, что перевозчик несёт ответственность за такие убытки, если задержка произошла по его вине, но при этом освобождается от ответственности, если докажет, что он, его служащие и агенты приняли все возможные и разумно необходимые меры для предотвращения вреда, либо что ему было невозможно принять такие меры.

Кроме того, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации (ICAO) в своих рекомендациях подчёркивают, что перевозчик должен минимизировать неудобства пассажиров, включая задержки с багажом, своевременно информировать их и компенсировать возникающие расходы. Рекомендации не имеют статуса закона, но считаются отраслевыми стандартами.

Таким образом, Turkish Airlines нарушает статьи 17 и 19 Монреальской конвенции, а также соответствующие рекомендации IATA, которые требуют обеспечить своевременную доставку багажа пассажиру вместе с рейсом или предоставить компенсацию и адекватную поддержку при задержке. Формальные извинения без изменения операционной модели, приводящие к регулярным неудобствам, противоречат этим международным нормам и правам пассажиров. При этом авиакомпания рекомендует пассажирам обращаться в службу розыска багажа (Lost & Found), регистрировать официальные заявки и сохранять багажные квитанции для последующего возмещения убытков через официальный сайт перевозчика.

Росавиация и Минтранс воздействуют на Turkish Airlines, требуя корректировки процедур загрузки. Российские регуляторы не исключают ограничения количества рейсов перевозчика при нарушении прав пассажиров. Однако Turkish Airlines продолжает практику недозагрузки, ссылаясь на требования безопасности полётов.

Другие авиакомпании на турецких маршрутах подобных проблем не демонстрируют. AJet и «Победа» выполняют рейсы Стамбул-Москва на Boeing 737-800 без массовых случаев снятия багажа. Во Внуково сообщили, что с начала 2025 года российский лоукостер обработал около 300 000 мест багажа, при этом количество задержанного – составило 0,13%, что значительно ниже среднего показателя по отрасли (0,6% согласно отчёту SITA Baggage Report).

Обратные рейсы Turkish Airlines из Москвы в Турцию проходят без ограничений по загрузке багажа. Это подтверждает политику экономии авиакомпании на дозаправках во Внукове. Экономическая логика Turkish Airlines строится на том, что топливо в Турции обходится дешевле, чем наземное обслуживание и дозаправка в Москве. Перевозчик перекладывает свои издержки на пассажиров, нарушая их договорные права. Такая модель ставит прибыльность выше клиентского сервиса.

Ситуация демонстрирует конфликт между коммерческими интересами авиакомпании и правами потребителей. Turkish Airlines фактически принуждает пассажиров субсидировать экономию на топливных операциях ценой неполучения багажа в срок. Это создаёт негативный прецедент для отрасли и требует жёсткого регулятивного вмешательства. Пассажирам также рекомендуется фиксировать факты задержки багажа, обращаться в службу розыска аэропорта и подавать жалобы в Росавиацию при нарушении сроков доставки. Систематическое документирование инцидентов усилит позиции регуляторов в переговорах с перевозчиком.

 
* * *
 
[1] Расчёты выполнены и проверены на нейросетях ChatGPT, Perplexity и DeepSeek. Корректность расчётов подтверждена источником в ЛИИ им. М.Громова

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...