Валентин Васин – человек, который летал выше и быстрее всех

В 2006 году газета «Красная звезда» опубликовала статью Юрия Авдеева, в которой говорится, что 31 октября 1959 года советский лётчик-испытатель Георгий Мосолов на самолёте МиГ-21 поставил абсолютный мировой рекорд скорости 2388 км/час. На самом деле это сообщение не соответствует действительности. Дело в том, что почти двумя голами раньше – 25 марта 1957 года – тоже советский лётчик-испытатель Валентин Васин на экспериментальном самолёте Е-50 с двигателем АМ-9Е и ЖРД С-155 достиг скорости 2470 км/ч, что зафиксировано в отчёте по испытаниям. Можно ещё добавить, что 20 марта 1957 года на том же Е-50 Васин достиг рекордной высоты 25600 метров.

На тот момент это были абсолютные мировые рекорды скорости и высоты полёта. Только из-за секретности истребителя Е-50, предназначенного для уничтожения американских высотных самолётов, эти полёты В.П.Васина не фиксировались спортивными комиссарами и поэтому не вошли в историю мировой авиации.

Нелёгкий путь в испытатели
Валентин Петрович Васин с детства мечтал об авиации. Поэтому не удивительно, что в 1941 он одновременно окончил 10 классов школы и Реутовский аэроклуб. В армии – с августа 1941 года. В 1944 году прошёл обучение в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков и до 1947 года был в ней лётчиком-инструктором.

За годы войны лётчик-инструктор В. П. Васин подготовил более 20 лётчиков, которые сражались потом на фронте.

– Умом я понимал, – говорил Валентин Петрович, – что делаю нужное дело, но сердцем был в действующей армии. Чего только ни предпринимал, чтобы попасть на фронт! Но никакие ухищрения, никакие рапорты не помогали. Каждый должен выполнять свой долг перед Родиной на своем месте, – повторяли не однажды мне и оставляли работать дальше.

Победоносно закончилась Великая Отечественная война. Васин продолжал летать лётчиком-инструктором. Служба ему нравилась. Но обладая богатым инструкторским опытом, накопленным за многие годы, он хотел чего-то большего, нового, неизведанного. Чего именно? Он и сам, пожалуй, тогда этого не знал.

В 1948 году Васин случайно попал на испытательный аэродром. Там он узнал, что организуется первая школа лётчиков-испытателей. Это заинтересовало его. Как полагается, капитан Васин обратился к командованию с рапортом зачислить его в испытатели. Начальник школы генерал-майор авиации М. Котельников только развел руками: дескать, все места уже заняты.

Велико было огорчение Васина, но первая неудача ещё больше подстегнула желание лётчика. Через два года Васин всё-таки сумел выдержать конкурсный отбор и стал слушателем школы. Так был сделан очередной шаг к осуществлению мечты стать лётчиком-испытателем.

Обучение в этой, первой в мире школе, шло методом освоения возможно большего количества типов самолётов. Как вспоминал позже Валентин Петрович, слушатели «с ужасающей быстротой освоили почти все поршневые и реактивные истребители и бомбардировщики, какие были в испытательном институте».

Одна из первых и главных задач состояла в том, чтобы привить каждому лётчику универсальные способности, чтобы он мог летать на истребителе и бомбардировщике, на пассажирском и спортивном самолёте, чтобы при этом мог сравнивать и оценивать достоинства и недостатки этих машин с тем, чтобы потом внести какие-то изменения в их конструкцию. С самых первых полётов готовили в школе испытателей, которые в будущем, при возникновении нештатных ситуаций, должны рассчитывать только на себя. И это Валентину Васину пригодилось.

Будни испытателя
В 1953 году после окончания Школы, Васин испытывал новые высотные скафандры, обучал молодых лётчиков полётам на реактивных самолётах как инструктор, летал на опытных истребителях. Одним из них был Е-50 авиаконструктора А. И. Микояна, экспериментальный самолёт с жидкостным реактивным двигателем.

Испытание нового истребителя было связано со многими трудностями, как технического, так и психологического характера. Так, например, на определённых режимах полёта истребитель своим поведением напоминал необузданного коня: машину начинало трясти. Из-за этого возникали неполадки в работе системы жизнеобеспечения, случалось, в воздухе останавливался двигатель и долго не запускался, были и другие сложные ситуации.

Даже взлёт на этом истребителе со стороны выглядел впечатляюще. Вот как рассказывал об этом очевидец, лётчик-испытатель И. Шелест в своей повести «Лечу за мечтой»:

– Когда, как бы нехотя его самолёт тронулся с места, за хвостом, пронзая воздух на многие десятки метров, вырвалось, как из гигантской сварочной горелки, ослепительное жало пламени. Жало это повисло на хвосте, и самолёт, всё быстрее разгоняясь, словно увлекал его за собой.

Так, разогнавшись до 350 километров, сияющий клинок стал отдираться от земли, оставляя за собой неплотный шлейф желтоватого дыма. По мере удаления клинок постепенно превращался в шар, и смотреть на него стало больно глазам. Еще секунды... И вот уже, перечёркивая дугой небо, помчалась ввысь видимая среди белого дня ярчайшая звезда.

Валентин Петрович сумел на нём в 1957 году установить два рекорда: развил скорость, равную 2,33М, что более, чем в два раза превышает скорость звука, и покорил высоту 25600 метров. За проведение испытаний самолёта Е-50 1 мая 1957 года В. П. Васину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как Васина спас пожарный в блестящей каске
В один из ноябрьских дней 1958 года на испытательном аэродроме неожиданно тревожно завыла сирена. Издалека было видно, как бешено завертелись лопасти поисково-спасательного вертолёта, как, застегивая на ходу тёплые куртки, быстро побежали к нему спасатели и как стремительно, едва они уселись на свои места, крылатая стрекоза помчалась в сторону соседнего аэродрома. Что же произошло?

На экспериментальном реактивном истребителе с маленьким треугольным крылом на высоте 8 тысяч метров после помпажа встал двигатель. Самолёт, теряя с каждой секундой высоту, пошёл вниз. Летчик – это был Герой Советского Союза В. П. Васин – не спешил катапультироваться.

Методика запуска турбореактивных двигателей в воздухе была к тому времени тщательно отработана в испытательном институте, где работал Валентин Петрович. Поэтому он проделал ряд нужных манипуляций, попытался запустить двигатель, но на все его усилия стрелки приборов не реагировали. Третья и четвёртая попытки запуска тоже ничего не дали. Самолёт снижался. Высота была уже около пяти километров. Лётчик знал, что под крылом запасной аэродром. Он решил посадить машину с остановившимся двигателем. Производить безмоторные посадки Васину приходилось не раз, только на поршневых истребителях. В этот раз лётчик, рассчитав манёвр, посадил машину нормально.

Правда, при посадке самолёт всё же сильно ударился передней стойкой о фонарь освещения ВПП ночью, и она сложилась. Васин пережил тревожные минуты, пока машина не остановилась.

– Попытался открыть фонарь – не получается, – вспоминает Валентин Петрович то давнее ЧП в воздухе, – осмотрелся. Пожара нет, дыма не видно. Вдруг гляжу, бежит пожарный, в блестящей каске, с огромным топором. Выражение лица выдаёт намерение разнести вдребезги фонарь моего истребителя, а меня спасти. Я его вовремя остановил...

До этого уже были сигналы о помпаже реактивных двигателей, неисправностях их топливной автоматики, в результате чего они не запускались и лётчики были вынуждены оставлять машины. После выше описанного случая В. П. Васину и ведущему инженеру В. П. Смирнову поручили разработать методику бездвигательных посадок на истребителях МиГ-21, Су-7.

И вот снова полёты с десятками режимов по определению допустимых высот, углов атаки, кренов, скоростей при полёте реактивного самолёта с выключенным двигателем, по исследованию работы гидравлических насосов, гидроаккумуляторов и электросистем. Началось с простой, на первый взгляд, проблемы: можно ли сесть с неработающим двигателем на реактивном самолёте, а превратилось в целый ряд программ лётных исследований по десяткам вопросов, возникавших в процессе испытаний. И только большой опыт испытательной работы, практические навыки В. П. Васина и других лётчиков позволили успешно ответить на них.

Военная служба дисциплинирует любого
Немалую роль в становлении В. П. Васина как первоклассного лётчика сыграли его природные качества: выдержка, мужество, самообладание. Сам Валентин Петрович нередко говорил о том, что очень многим он обязан армии.

– 42 года – считайте, вся жизнь – в армии. Здесь прошёл нелёгкий путь от лейтенанта до генерал-майора авиации. Армия дала мне специальность, научила ответственности за свои действия и поступки. Хотя я и раньше был человеком обязательным. Но ведь не секрет – военная служба дисциплинирует любого.

За свою долгую жизнь лётчика-испытателя В. П. Васин ни разу не прыгал с парашютом, не катапультировался для того, чтобы спасти себя, бросив вышедшую из повиновения машину. Сам Валентин Петрович так объяснял этот факт:

– Я всегда верил в благополучный исход, как бы драматично ни складывалось положение а воздухе. Мне говорили, что сесть с остановившимся в воздухе двигателем на реактивном истребителе невозможно. А я сел.
Правда, если пристальнее вглядеться в прошлое, то можно прийти к выводу, что порой моими поступками при всяких ЧП, особенно в молодости, владела храбрость неведения и юношеское упрямство. В каждом происшествии у меня возникал резонный вопрос: "Если самолёт хоть как-то летит, почему бы его не посадить? А выбираться из сложных ситуаций мне помогали накопленный опыт, интуиция лётчика-испытателя и везение. Чем, если не везением, объяснить тот давний случай, когда я, будучи вынужден приземлиться на Ла-5 зимой на заброшенный танковый полигон, сумел чудом проскочить между надолбами, противотанковыми ежами и остаться целым? Ведь потом, чтобы эвакуировать оттуда истребитель, его пришлось разобрать на части.

Есть ли в жизни испытателя везение?
Безусловно, есть и оно. Но заслуженный лётчик-испытатель СССР В. П. Васин за свою лётную жизнь испытал почти сто типов самолётов. Сколько было критических моментов, а он всегда выходил победителем, и, конечно, не только за счёт природных своих способностей и удачи, но, наверно, и потому, что почти 13 лет проработал лётчиком-инструктором – сначала в армии в годы войны и после неё, а затем в Школе лётчиков-испытателей.

Общеизвестно, что львиная доля лётных происшествий приходится на взлёт и посадку. А инструктор с ювелирной точностью отрабатывает именно эти элементы с десятками и сотнями курсантов, исправляет их ошибки и всегда готов прийти на помощь к растерявшемуся в неожиданной ситуации лётчику. К тому же инструктор проходит двойной профессиональный отбор: первый – при поступлении в обычную лётную школу, второй – после её окончания. Ведь в инструкторы брали и сейчас берут только лучших.

Спасение в скорости!
В 1958 году Васин участвовал в испытаниях экспериментального реактивного истребителя П. О. Сухого. В одном из полётов на самолёте остановился двигатель. Машина с большой вертикальной скоростью начала снижаться. Лётчик сделал одну попытку запуска, вторую, третью... А высота тем временем катастрофически падала. Выход один – покинуть самолёт с парашютом. Но Валентин Петрович сразу отбросил эту мысль. Он помнил о том, что его коллега Владимир Ильюшин в подобной ситуации сумел приземлить реактивную машину. Это давало надежду на благополучный исход полёта.

– Буду садиться, – передал он на землю.

При всём дефиците информации о том, как нужно действовать в подобных случаях, Васин хорошо понимал, что его спасение в скорости. Есть скорость – есть возможность для манёвра. Но это на высоте, а при подходе к земле скорость из союзника может стать врагом, поскольку вертикальная её составляющая слишком велика. Нужно было искать новый, отличающийся от традиционного способ посадки. Но где она, эта золотая середина, которая обеспечит успех?

Прошли считанные секунды, и лётчик нашёл выход. Что ему в этом помогло? Откровенно говоря, он и сам затрудняется ответить. Скорее всего добрую службу сослужили высокая профессиональная подготовка, выдержка и интуиция лётчика-испытателя. Он выполнил посадку способом, который впоследствии назвали посадкой реактивного самолёта с двойным выравниванием.

За умелые и хладнокровные действия Васину вручили от министра часы. Но дело, как говорится, не в награде. Главное – испытатель ещё раз доказал, что реактивную машину всё-таки можно сажать с неработающим двигателем. Вывод очень важный, поскольку были случаи, когда лётчики покидали самолёты из-за отдельных неполадок в работе силовой установки. Но надо было доказать, что благополучная посадка с неработающим двигателем не случайность, и Валентин Петрович выполнил около семидесяти аналогичных посадок.

Есть ли полёты без неожиданностей?
Каждая из этих посадок, безусловно, была сопряжена с немалым риском. Однажды, например, при выполнении заключительного этапа испытательного полёта он выключил двигатель на высоте 17 000 метров. До высоты 3000 всё шло нормально. Но вдруг случилось то, чего лётчик никак не ожидал. Стало запотевать лобовое стекло фонаря. Затем оно покрылось «туманом». Чем ниже снижался самолёт, тем гуще становился налёт изморози. Положение – хуже не придумать: ведь без визуальной видимости посадить машину невозможно. В последующих полётах лётчик повторил режим длительного планирования. Запотевание остекления повторилось. Тогда испытатель разгерметизировал фонарь. Эффект туманности исчез.

В одном из полётов за облаками на истребителе внезапно упало давление в основной гидросистеме, к тому же вышел из строя радиокомпас. Но Васин не растерялся. Он пробил облака и стал визуально заходить на посадку. Однако, когда взялся за кран шасси, понял, что даже от аварийной системы выпустить его не удастся. Взвесив все «за» и «против», Валентин Петрович решил садиться на фюзеляж. Тут возникла новая проблема.
Неожиданная оттепель превратила взлётно-посадочную полосу в ледяной каток. Садиться на неё было бессмысленно. Лётчик вспомнил, что земля между полосой и рулёжкой вспахана. Это был выход. Через некоторое время он благополучно посадил свой «МиГ». Это была очередная победа не только над отказавшейся повиноваться техникой, но и над собой.

Радости и огорчения испытательной работы
Всякое случалось во время испытательных полётов. Были и радости, и огорчения. Но если брать в общем, то побед Валентин Петрович одержал больше. Сорок два года жизни Валентин Петрович Васин отдал службе в авиации. С ней у него связано все. Она дала ему специальность, знания, воспитала ответственность за свои действия, сформировала характер мужественного бойца. Немалую роль в его становлении сыграли настойчивость, выдержка, смелость, самообладание. Сам Валентин Петрович считает, что всем, чего он достиг в жизни, обязан авиации.

В 1966 году Васин стал заслуженным лётчиком-испытателем СССР.

– Главное для испытателя – чувство личной ответственности за полёт, испытываемую машину. Конечно, надо хорошо летать, ориентироваться в воздухе, как на земле, пилотировать реактивную машину, не глядя на приборную доску. Чувство самолёта, способность представлять его в пространстве, не пользуясь показаниями приборов, наиболее необходимы в воздушном бою, когда некогда следить за скоростью, высотой, углом атаки или оборотами двигателя. Есть только противник, и всё внимание уделяется ему. Прочувствовав самолёт во всех мыслимых и немыслимых положениях, ты полностью сливаешься с ним, и он становится продолжением тебя, – так считал генерал-майор авиации, Герой Советского Союза В. П. Васин.

За всё время службы в должности лётчика-испытателя Васин ни разу не покинул самолёт, хотя ситуации порой складывались так, что это казалось неизбежным. Может быть, благосклонность судьбы или везение? Вряд ли. Да и не в этих абстрактных понятиях смысл. Лётчик всегда придерживался принципа: если самолёт хоть как-то летит, нужно бороться за его спасение до конца.

В.П. Васин ушёл из жизни 11 ноября 2010 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском. Родина не забыла героя. В Жуковском на доме, в котором жил В. П. Васин, в мае 2011 года открыта мемориальная доска.

Студией «Крылья России» в ноябре 2011 года снят документальный фильм о В. П. Васине. Его имя носил самолёт «Сухой Суперджет» авиакомпании «Московия». 2 ноября этого года в Жуковском состоялось очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса». Оно было посвящено 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации Валентина Петровича Васина. Вел заседание историк авиации Андрей Симонов.

Есть судьбы, как реки: чем дальше от истока, тем шире, полноводнее. Именно такая судьба была у генерал-майора авиации Валентина Петровича Васина.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...