В правительстве Республики Казахстан прошёл брифинг по расследованию крушения пассажирского самолёта авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) Е190. Заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев подробно рассказал журналистам о ходе следствия и предварительных выводах. Он отметил, что расследование проводится всесторонне, с привлечением международных экспертов, без какой-либо политизации, чтобы обеспечить объективность и прозрачность в выяснении причин трагедии. Об этом сообщает издание Tengrinews.kz.
Канат Бозумбаев заявил, что Комиссия по расследованию подтвердила наличие сквозных повреждений на корпусе самолёта, которые возникли в результате попадания внешних объектов. Следственно-оперативная группа полностью изъяла эти объекты, Генеральная прокуратура Казахстана направила их на взрывотехническую криминалистическую экспертизу для детального изучения. Он подчеркнул, что только по результатам лабораторных исследований будет возможно определить, каким именно образом был нанесён ущерб.
«Мы знаем, когда получил повреждения самолёт, мы не знаем — чем. Чтобы ответить ‘чем’, нужен результат вот этих двух экспертиз по линии правоохранительных органов», — сказал вице-премьер, отвечая на вопрос о результатах экспертизы. Эта информация важна для исключения или подтверждения возможных версий происшествия, сохраняя при этом нейтралитет и соблюдая за международное законодательство.
Он пояснил, что в Казахстане отсутствуют виды вооружения, которые могли бы нанести такие повреждения. В связи с этим Генеральная прокуратура направила соответствующие запросы и требования в другие государства для получения необходимой информации и проведения дальнейшего расследования.
В ходе брифинге была затронута тема расшифровки «чёрных ящиков» самолёта. Канат Бозумбаев сообщил, что данный этап расследования уже завершён, а материалы расшифровки находятся под контролем Генпрокуратуры. Все данные переданы в распоряжение участников следствия из Азербайджана и России, что является частью международного сотрудничества. На данный момент ни одна из версий причин катастрофы официально не подтверждена и не опровергнута.
Заместитель премьер-министра также сообщил о планах по публикации окончательного отчёта. Этот документ будет подготовлен в полном соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Было отмечено, что расследование находится на завершающем этапе, где проводится всесторонний анализ полученных данных и экспертных заключений. Вице-премьер отметил, что часть оборудования для экспертизы до сих пор находится за рубежом, однако в ближайшее время оно будет возвращено в Казахстан.
«Думаю, надо набраться терпения, через несколько месяцев будет окончательный отчёт», — сказал вице-премьер Казахстана.
Пассажирский самолёт Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение утром 25 декабря 2024 года в районе аэропорта Актау на западе Казахстана. На борту самолёта находились 67 человек, включая пять членов экипажа: из них 38 погибли, 29 удалось выжить. Расследование авиакатастрофы возглавляет Казахстан в соответствии с Конвенцией ИКАО. В расследовании участвуют специалисты из Азербайджана, России, международные эксперты, а также представители производителя самолёта Embraer.
В средствах массовой информации, включая азербайджанские издания, а также агентства Euronews и Reuters, обсуждается версия, согласно которой причиной крушения могла стать работа российских средств противовоздушной обороны. Сообщается, что самолёт был поражён системой ПВО «Панцирь-С» в районе Грозного, что привело к потере управления и выходу из строя бортовых систем.
4 февраля 2025 года Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчёт о ходе расследования катастрофы. В отчёте представлены фотографии повреждений самолёта, который после падения был разрушен и частично сгорел. Также опубликована реконструкция полёта после возникновения чрезвычайной ситуации, что помогает воссоздать хронологию событий. Отдельно был обнародован фрагмент переговоров диспетчеров, в ходе которых объявлялся план «Ковёр» — специальный режим действий в условиях угрозы безопасности полётов.