В Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского продолжается цикл испытаний модели тяжёлого транспортного самолёта интегральной схемы.
На данном этапе была исследована аэродинамика модели вблизи экрана, имитирующего земную поверхность. В ходе экспериментов была установлена зависимость аэродинамических характеристик от высоты полёта над экраном. Также специалисты института определили изменение параметров устойчивости и управляемости в сравнении с результатами испытаний вне экрана.
«При приближении крыла к поверхности возникает экранный эффект. На привычных для нас самолётах, летающих на высотах 9–12 км, это явление проявляется на взлёте и посадке, неблагоприятно воздействуя на характеристики устойчивости и управляемости. Наша разработка, по сути своей экранолёт, использует положительные стороны этого явления, совершая крейсерский полёт на малой высоте над водой либо сушей. При этом растёт подъёмная сила и снижается индуктивная составляющая лобового сопротивления. В результате аэродинамическое качество увеличивается почти вдвое», — рассказал младший научный сотрудник отдела аэродинамики транспортных самолётов ЦАГИ Александр Крутов.
Результаты испытаний будут использованы при выработке решений по совершенствованию аэродинамической компоновки воздушного судна. Следующим этапом станет визуализация обтекания поверхностей модели самолёта.
Тяжёлый транспортный самолёт интегральной схемы предназначен для межконтинентальной транспортировки (до 6 тыс. км) большого объёма грузов (до 500 т), в том числе в стандартных контейнерах. Они будут размещаться в отсеках внутри крыла, а загружаться — через откидные люки передних секций (носков) центральной части воздушного судна.
Планируется, что самолёт будет эксплуатироваться на существующих взлётно-посадочных полосах. Большую часть времени такой аппарат летит на высоте 3–12 м от воды, льда или земли — эти поверхности создают экранный эффект, за счёт которого происходит существенный рост аэродинамического качества. В результате увеличивается дальность полёта и снижается расход топлива (сжиженного природного газа).
Подобный летательный аппарат может быть использован для интенсификации транспортных перевозок как внутри страны, так и на международных линиях.