Сверхманёвренность — залог успеха в воздушном бою

Каждое поколение самолётов становится все более совершенным. Расширяются их лётно-технические характеристики и боевые возможности. Современные машины представляют собой сложнейшие многофункциональные комплексы с широкими возможностями для пилотажа в режимах сверхманёвренности и на закритических углах атаки. Самолёты крутят «бочки», «колокол», «кобру», проходят на малых высотах, легко выходят из плоского штопора, выполняют разворот на 180 градусов практически на месте и с минимальной скоростью. Для лётчика это — нормальный полёт, а у зрителей дух захватывает от шума двигателей, стремительных разлётов и виртуозных вращений.

Высокой манёвренностью отличаются самолёты ОКБ Сухого. Они созданы для завоевания превосходства в воздухе, а залогом успеха в воздушном бою является сохранение инициативы и свобода действий. Революционный скачок с точки зрения устойчивости и управляемости самолёта, особенно при ведении воздушного боя, был совершён благодаря управляемому вектору тяги. Двигатели с УВТ впервые были установлены на самолётах Су‑30 поколения 4+, благодаря чему было достигнуто совершенно новое качество пилотирования, когда самолёт получил возможность выходить на режимы сверхманёвренности вместе с высокими характеристиками по угловым скоростям вращения.

Истребители Су‑35С поколения 4++ и Су-57 пятого поколения по своим пилотажным характеристикам близки к самолётам с управляемым вектором тяги, но у них применена продвинутая система управления и установлены более мощные двигатели. В режиме сверхманёвренности вместе с получением высоких характеристик по угловым скоростям вращения, у самолёта в процессе маневрирования возникает очень большое лобовое сопротивление и происходит энергичное торможение. При выходе из этого режима для продолжения боя и уклонения от атаки противника, самолёту необходимо разогнаться. Более мощные двигатели у Су‑35С и Су-57 обеспечивают лучшую динамику разгона при выходе из режимов сверхманёвренности, более энергичное ускорение.

Су-57 радикально не отличается от самолётов предыдущего поколения с точки зрения ведения манёвренного воздушного боя, но имеет преимущество за счёт меньшего лобового сопротивления, поскольку оружие размещено во внутренних отсеках. Самолёт имеет большую тягу и меньшее сопротивление, благодаря чему обладает более высокими энергетическими характеристиками и скоростью разгона.

На начальном этапе лётных испытаний Су-57 пилотировался с небольшими перегрузками — 4–4,5g. Затем перегрузки увеличивались, появлялась большая динамика, демонстрационные полёты становились более зрелищными. На МАКС‑2015 самолёт уже мог реализовать перегрузки большой величины, более широко раскрыть возможности маневрирования. На МАКС‑2017 была продемонстрирована имитация воздушного боя на режимах сверхманёвренности и на малых высотах, самолёт может выполнять пилотаж парой в плотном боевом порядке. Можно ожидать, что в лётной программе МАКС-2019 на Су-57 лётчики покажут пилотирование на больших предельных перегрузках с маневрированием на малых радиусах, с переходом в режимы сверхманёвренности и поражением цели на этих режимах.

В процессе испытательных полётов на Су‑35С и Су-57 был получен дополнительный ряд фигур, которые не могли реализовать другие самолёты. В частности, «поворот на горке», когда самолёт идёт вверх, потом специфичным образом разворачивается в обратном направлении и выполняет пикирование. Раньше такой режим делался на спортивных самолётах и на Су‑17.

Несколько изменён "колокол". На завершающей стадии этой фигуры самолёт начинает движение хвостом вниз. На Су-57 после торможения наверху при увеличении тяги самолёт остается на месте. Ему хватает тяги, чтобы выполнить последующий разгон без потери скорости. Это тоже имеет определенные преимущества: зависнуть, уйти на солнце, повисеть, потом развернуться.

При отработке тактики ведения воздушного боя или при подготовке программы на МАКС лётчики-испытатели показывали, каким образом можно использовать эти манёвры — динамическое торможение, штопорное вращение, что действительно имеет прикладное значение.

Например, самолёт выполнил «горку» от цели и потом ему надо опять атаковать эту цель. Можно выполнить переворот или поворот — казалось бы, пара букв в названии, а суть меняется кардинально. На перевороте на «горке» самолёту нужно долго идти по траектории, а на повороте он достаточно энергично может развернуться и опять начать пикировать назад. В некоторых случаях это оправдано и имеет свою необходимость.

У боевого самолёта набор сложнейших фигур высшего пилотажа - это арсенал для воздушного боя. Каждая фигура имеет свои параметры ввода, времени разворота, параметры выхода. Всё это имеет большое значение в воздушном бою, и чем больше приёмов имеется у лётчика, тем больше элементов этого пазла он может вставить в воздушный бой.

По мнению Героя Российской Федерации, заслуженного лётчика-испытателя РФ, начальника лётной службы ОКБ Сухого Сергея Богдана, на самых современных самолётах, в первую очередь на Су-57, с точки зрения пилотирования летать довольно просто. "Самолёты предыдущих поколений требовали пилотирования в узких рамках по перегрузкам и углам атаки, чтобы не получить критических явлений. Сегодня на Су‑35 и Су‑57 информационно-управляющая система контролирует самолёт: у него практически нет ограничений по перегрузке и углам атаки, он может терять скорость, падать хвостом вниз, но при этом оставаться безопасным и не потерять управляемость", - говорит он.

При этом расширяется спектр боевых задач, которые лётчику надо решать. Если раньше самолёт имел три-пять видов оружия, то сейчас он имеет пять десятков номенклатур, каждая из которых применяется со своего режима и имеет свой интерфейс.

По материалам журнала ОАК "Горизонты" / №3-4 (19-20), 2018 г.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ