Авиакомпания «Победа» занимает особое место на российском рынке авиаперевозок благодаря периодически возникающим скандалам в связи с недопуском пассажиров к полёту или размерами и весом багажа. Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени стали правила провоза ручной клади, которые компания неоднократно меняла, вызывая споры среди пассажиров, регуляторов и экспертов.
В 2019 году «Победа» ввела для пассажиров два варианта ручной клади. Первый – стандартная сумка или рюкзак размером до 36×30×27 см и весом до 5 кг. Второй – ручная кладь с шириной всего 4 см (36×30×4 см), но уже с максимальным весом до 10 кг. В дополнение разрешено бесплатно брать с собой отдельные личные вещи, которые не считаются частью основной ручной клади и имеют собственные ограничения по габаритам.
На практике такой подход приводит к путанице среди пассажиров и фактически ограничивает возможность бесплатного провоза привычных вещей, поскольку большинство стандартных рюкзаков и сумок не укладываются в столь малые параметры.
30 мая 2025 года Щербинский районный суд Москвы признал требования «Победы» к размерам ручной клади незаконными. Поводом для разбирательства стала жалоба Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, которая выявила, что введённые компанией ограничения фактически делают невозможным бесплатный провоз вещей, не подлежащих ограничениям по закону. В частности, речь идёт о портпледах, детских колясках, дамских сумках, портфелях и других предметах, которые пассажиры вправе брать с собой в салон. Это решение стало продолжением судебной практики, когда в январе 2023 года Верховный суд РФ уже признавал аналогичные меры «Победы» незаконными и обязывал компанию скорректировать правила. Несмотря на это, перевозчик продолжал экспериментировать с размером ручной клади, ссылаясь на технические и операционные причины.
«Победе» повторно предписано изменить правила провоза ручной клади
В качестве основного аргумента «Победа» указывает на специфику эксплуатации узкофюзеляжных самолётов Boeing 737-800, размер салона которых действительно ограничивает пространство для размещения ручной клади, особенно при полной загрузке рейса. Багажные полки ковшового типа рассчитаны на определённые габариты, и при высокой плотности посадки необходимо оптимально использовать доступный объём. Для этого «Победа» уменьшила допустимые размеры ручной клади, в частности сократив ширину до 4 см, чтобы разделить нормы провоза багажа на два варианта: один с очень узкой ручной кладью (4×36×30 см) и другой – более вместительный (36×30×27 см), который по утверждению перевозчика, выбирают 99% пассажиров. Поэтому объём багажных полок Boeing-737-800 нужно делить на количество кресел в салоне.
Однако анализ подхода других авиакомпаний, использующих Boeing 737-800, показывает, что стандартные размеры ручной клади на этих воздушных судах обычно составляют 55×40×20 см, что значительно превышает параметры, установленные «Победой». Ни одна другая компания, эксплуатирующая этот тип самолёта, не вводит столь жёстких ограничений по ширине ручной клади. Это говорит о том, что технические причины не могут объяснить столь радикальное сокращение габаритов. Более того, федеральные авиационные нормы не требуют подобных мер, а суды прямо указывают на нарушение прав пассажиров.
С точки зрения бизнеса, политика «Победы» по ручной клади выглядит как попытка максимизировать доходы за счёт дополнительных платных услуг. Компания указывает на рост числа бизнесменов, которым требуется провозить крупные ноутбуки и работать в полёте, а также ссылается на необходимость выбора между двумя вариантами ручной клади.
Но подобные оправдания выглядят лукавством. Учитывая уровень комфорта на борту и отношение персонала компании к пассажирам, такие меры скорее направлены на сокращение бесплатного провоза багажа и стимулирование покупки дополнительных услуг, а бизнесмены, да и простые пассажиры зачастую выбирают комфорт в самолёте и репутацию перевозчика, а не стоимость билета. Для деловых поездок важны надёжность, удобство и уровень сервиса, которые влияют на продуктивность и имидж, поэтому комфорт на борту и репутация авиакомпании обычно перевешивают ценовой фактор. Увеличение допустимого веса ручной клади до 10 кг с одновременным резким сокращением ширины фактически приводит к тому, что большинство пассажиров не могут воспользоваться этим преимуществом из-за невозможности подобрать подходящую сумку.
Андрей Калмыков: везите хоть 16-килограммовую гирю, если она поместится в калибратор
По итогам 2024 года «Победа» перевезла 13,7 млн пассажиров, что на 5% больше, чем годом ранее. Более 11,6 млн человек воспользовались внутренними рейсами, свыше 2 млн – международными направлениями. Компания стабильно входит в десятку крупнейших авиаперевозчиков России. Рост пассажиропотока говорит о востребованности лоукост-модели, но одновременно усиливает давление на состояние салона и багажных полок в самолётах, что компания использует как аргумент в пользу ужесточения правил.
Вмешательство прокуратуры и судебных органов вынудило «Победу» пересмотреть политику в отношении ручной клади. Решения судов указывают на необходимость соблюдения баланса между техническими возможностями самолёта, требованиями законодательства и интересами пассажиров. Авиакомпаниям рекомендуется обеспечивать прозрачность правил, учитывать реальные потребности пассажиров и избегать чрезмерного коммерческого давления, которое может привести к новым судебным разбирательствам и репутационным потерям.
Пассажирам, планирующим путешествие с «Победой», следует внимательно изучать действующие правила перевозчика, заранее подбирать ручную кладь с учётом установленных габаритов и быть готовыми к возможным проверкам на калибраторе. В случае возникновения спорных ситуаций рекомендуется сохранять чеки и документы, фиксировать нарушения и обращаться в надзорные органы.