СР-10 — спортивно-пилотажный самолёт

Спортивно-пилотажный самолёт СР-10
Спортивно-пилотажный самолёт СР-10

СР-10 - самолёт реактивный, со стреловидностью крыла -10°. Отрицательная стреловидность по передней кромке – одна из главных «изюминок» аэродинамической компоновки этого самолёта. Новая машина предназначена для обучения и участия в соревнованиях по самолётному спорту и будет способна выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6.

Работа над самолётом началась в 2007 силами двух энтузиастов Максима Миронова и Сергея Юшина в созданном ими же КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ), в 2010 году КБ получило лицензию на право вести разработки авиационной техники, в том числе, двойного назначения и БЛА. Фактически разработка самолёта ведётся частной компанией без привлечения бюджетных средств

Изначально СР-10 задумывался как лёгкий спортивно-пилотажный самолёт, но в процессе работы конструкторы пришли к выводу, что он может быть использован как учебно-тренировочный для основной лётной подготовки будущих пилотов военной авиации России.

Существующая система обучения лётного состава основана на использовании фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА - чешского L-39, и применении в учебном процессе боевой и учебно-боевой авиационной техники - МиГ-29УБ, Су-27УБ, Як-130. Такая система подготовки, когда курсант пересаживается с учебной машины на боевую является не рациональной по критерию эффективность/стоимость. СР-10 по своим лётно-техническим характеристикам как раз и может закрыть эту переходную нишу - он намного превосходит L-39 в скороподъемности, скорости, манёвренности, радиусе на виражах и, что немаловажно, он легче чешской машины и выигрывает у неё по характеристикам цена/качество. К тому же СР-10 можно использовать в качестве лёгкого патрульного самолёта, а также для борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

СР-10 - один из немногих наиболее приближен к требованиям, предъявляемым к такому классу машин, и в перспективе он сможет заменить L-39, тем более, летом 2014 года его концепция получила положительное заключение ЦНИИ МО РФ о необходимости применения самолёта такого класса на этапе основной подготовки курсантов.

Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая обеспечивается, прежде всего, объёмом серийного производства. Увеличение объёмов серийного производства может быть достигнуто при массовом применении УТС в лётных училищах, за счёт увеличения экспортных поставок и использования в спортивной авиации. Проект создания самолёта СР-10 предусматривает его разработку в двух основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной.

В случае успешных результатов лётных и статических испытаний самолёта, Министерство обороны готово закупить примерно 100 машин в течение четырёх лет. К тому же СР-10 заинтересовал ВВС целого ряда зарубежных стран, экспортный потенциал оценивается в 200 машин. Таким образом, при запуске самолёта в серийное производство в его рентабельности сомневаться не приходится.

Спортивно-пилотажный самолёт СР-10

Изображение 2 из 7

Спортивно-пилотажный самолёт СР-10

В конструкции самолёта в максимальной степени используются современные, но уже освоенные технологические решения. Это позволяет, с одной стороны, минимизировать риски и затраты на создание самолёта, с другой – создать относительно дешёвый самолёт, отвечающий современным требованиям. Аэродинамическая компоновка выбиралась исходя из условия достижения высоких манёвренных характеристик, а также высокой прочности конструкции и минимальной массы планера при заданных геометрических размерах. Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, позволяющей маневрировать на больших углах атаки.

В качестве силовой установки на этапе проектирования рассматривался один двухконтурный турбореактивный двигатель украинского "Мотор-Сич" АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных российских двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700–2000 кгс, разрабатываемых для УТС МиГ-АТ.

Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов.

Двухместная кабина самолёта, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса "0—0" К-36ЛТ-3,5, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить его ресурс.

Для усиления конкурентной привлекательности самолёта СР-10 как на отечественном, так и зарубежном рынке, разработчик большое внимание уделяет уровню его технико-экономических показателей, прежде всего, рыночной цене и стоимости эксплуатации. Предварительный анализ показывает, что в целом проект имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности и может быть реализован за 3-4 года. Окупаемость проекта составит не более трех лет.

Самолёт должен занять в рядах ВКС нишу между учебно-тренировочным Як-152 и Як‑130, но заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев убеждает: "Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як‑130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта. Кабина пилотов по размерности, объёму и обзору специально соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок вооружения для учебных стрельб и пусков ракет."

По сравнению с аналогами, самолет СР-10 обладает следующими преимуществами:

  • удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
  • кабина обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
  • аэродинамическая схема позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа;
  • благодаря крылу обратной стреловидности самолёт имеет отличную управляемость на малых скоростях полёта и улучшенные взлётно-посадочные характеристики;
  • по маневрённости не уступает самолётам поколения "4+" - обладает сверхманёвренностью

Технические характеристики

  • Экипаж, чел. - 2
  • Максимальная манёвренная скорость, км/ч - 700
  • Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч - 900
  • Максимальное число Маха полёта - 0,85
  • Практический потолок, м - 6000
  • Скорость отрыва, км/ч - 190
  • Посадочная скорость, км/ч - 185
  • Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч - 520
  • Максимальная скороподъёмность у земли, м/с - 60
  • Максимальная дальность, км - 1500
  • Минимальный радиус установившегося виража, м - 290
  • Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с - 7
  • Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед - +10 -8
  • Взлётный вес нормальный, кг - 2400
  • Взлётный вес максимальный, кг - 2700
  • Посадочный вес нормальный и максимальный, кг - 2000

Спортивно-пилотажный самолёт СР-10Сборка первого лётного прототипа самолёта производилась на махачкалинском заводе "Авиаагрегат". В 1971 году был основан как Машиностроительный завод по производству аэродромного оборудования и изделий оборонной промышленности. В 1992 году завод реорганизовли в ОАО «Авиаагрегат», а его учредителями стали члены трудового коллектива. Сейчас "Авиаагрегат" производит аэродромное оборудование для технического обслуживания гражданских и военных самолётов и комплектующие изделия и узлы для легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ». Участвовал в космической программе «Буран».

25 декабря 2015 года на аэродроме Орешково, Воротынск в Калужской области, совершил первый полёт первый опытный образец лёгкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолёта СР-10. Пилотировали самолёт в первом полёте лётчик-испытатель Ю.М. Кабанов и лётчик, один из основателей КБ САТ Максим Миронов. Прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ.

Видео первого полёта (фото и видео - КБ "САТ")

В апреле 2016 года стало известно, что ВКС России рассматривают возможность перераспределить деньги, предназначенные на модернизацию чешских самолётов L-39 первичной лётной подготовки, в пользу НИОКР по созданию нового учебно-тренировочного самолёта. Речь идёт о замене не менее 150 машин. Одним из главных рассматривается учебно-тренировочный самолёт СР-10.

— Машина находится в стадии лётно-конструкторских испытаний, работа идёт в рамках исполнения решения Минобороны «О порядке разработки, серийного производства и поставок СР-10». Мы провели тестовый демонстрационный полёт для представителей ВКС, получили лестные отзывы. Теперь ожидаем решения по объявлению НИОКР, - рассказал журналистам гендиректор КБ Владимир Шустеров.

Предполагается, что серийное производство СР-10 будет базироваться на Смоленском авиационном заводе.

Поставки СР-10 в ВКС РФ позволят реализовать трехступенчатую систему подготовки пилотов. Первым этапом подготовки планируется проводить на поршневом самолёте Як-152. Вторым этапом станет СР-10, а третьим – учебно-боевой Як-130. Трехступенчая система подготовки позволит снизить затраты на обучение лётчиков и повысить его итоговое качество. Сейчас предложение САТ является одним из самых удачных по соотношению затраты/качество.

В мае 2016 года лётные испытания самолёта СР-10 начались на авиабазе ВКС России в подмосковной Кубинке. Самолёт, окрашенный в яркий алый цвет, отрабатывал посадку с последующим взлётом. Этот факт подтверждает заинтересованность Министерства обороны в современной реактивной учебно-тренировочной машине и обещает ей хорошие перспективы.