Датская авиакомпания KLM присоединилась к поддержке и финансированию разработки концепции самолёта Flying-V с гибридным (смешанным) крылом, у которого топливная эффективность обещает быть на 20% выше по сравнению с Airbus A350.
Концепция, разработанная в Делфтском техническом университете (TU Delft) в Нидерландах, имеет V-образную конструкцию, объединяющую в единое целое пассажирский салон, топливные отсеки и крыло. Двигатели размещаются сзади над корпусом ВС. Считается, что кроме экономии топлива, такая конфигурация планера примерно на 15% более эффективна по аэродинамическим параметрам в сравнении с обычными самолётами.
В англоязычных источниках концепция гибридного крыла называется "blended wing body" - BWB - корпус со смешанным крылом.
Лётная модель самолёта Flying-V и полноразмерный макет пассажирского салона с интерьером будут представлены на праздновании 100-летия KLM - в октябре 2019 года. В своей базовой конфигурации Flying-V будет вмещать около 314 пассажиров в салоне двух классов.
Самолёт шириной около 65 м и длиной 55 м сможет эксплуатироваться в существующих аэропортах. Представитель Университета в Делфте утверждает, что конструкция планера может быть легко увеличена или уменьшена путём вставки или удаления модулей, и будет хорошо подходить для рынка дальнемагистрального авиасообщения. В своей нынешней итерации ВС будет оснащаться существующими ТРДД с низким расходом топлива, но в будущем могут применяться новые перспективные авиадвигатели.
Идея V-образного самолёта довольно революционна, и ожидать его появление на дальнемагистральных авиалиниях пока не стоит, т.к. концепция должна пройти всестороннюю проверку и опробацию. Полноценные коммерческие полёты Flying-V может начать не ранее 2040-2050 годов.
В Ле Бурже ОАК показала модель концептуального самолёта М-60
Концепция гибридного или смешанного крыла представляет собой летательный аппарат, не имеющий чёткой разделительной линии между крылом и фюзеляжем. Аппарат может быть как с вертикальным оперением, так и без него. Такая конструкция ВС отличается от самолётов, выполненных по схеме "летающее крыло", где нет явно выраженного фюзеляжа.
Основным преимуществом гибридного крыла является уменьшение площади омываемой поверхности, а самолёты с широким аэродинамическим корпусом планера, будут обладать увеличенной подъёмной силой, создаваемой всей нижней поверхностью ВС, что позволит уменьшить размер и сопротивление крыла.
Однако у такой конструкции есть и серьёзные недостатки.
Во-первых, затруднена эвакуация пассажиров в чрезвычайной ситуации. Из-за формы самолёта компоновка пассажирского салона будет похожа на театральное расположение кресел, что накладывает ограничения на количество выходных дверей.
Во-вторых, чтобы полностью реализовать потенциальные преимущества конструкции гибридного крыла в большом самолёте, двигатели должны быть установлены над задней частью фюзеляжа. В случае аварии они могут оторваться и по инерции упасть на пассажирский салон.
И кроме того, пассажирам не комфортно в течении многочасового полёта сидеть в условиях без окон. А пассажиры, сидящие наиболее удалённо от осевой линии самолёта, будут испытывать дискомфорт от крена на виражах при маневрировании лайнера, что приведёт к укачиванию и дискомфорту.
Источники:
Сателлоиды Мясищева — актуальные до сих пор необычные авиационно-космические проекты