С. Александровский: в активной фазе страхового урегулирования остаются 36 воздушных судов

Фото: © пресс-служба авиакомпании «Россия»

Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский в интервью изданию «Коммерсантъ» подробно рассказал о текущем состоянии работы с иностранными лизингодателями, а также о состоянии парка авиакомпании и развитии маршрутной сети.

По состоянию на начало июня 2025 года в активной фазе страхового урегулирования находятся 36 самолётов, продолжающих числиться в двойной регистрации. Все коммерческие параметры по этим воздушным судам согласованы, и завершение процедур по их выводу из-под двойной юрисдикции ожидается до конца июля текущего года. Это позволит компании исключить риски, связанные с ограничениями на выполнение международных рейсов, а также повысить гибкость управления маршрутной сетью.

Финансирование урегулирования осуществляется за счёт собственных и привлечённых средств «Аэрофлота», включая облигационный займ, размещённый в 2025 году, государственная поддержка в данном процессе не используется.

Облигационные займы являются одним из ключевых инструментов привлечения долгового финансирования для крупных компаний, включая авиаперевозчиков. В случае «Аэрофлота» в апреле текущего года был выпущен облигационный выпуск объёмом 30 млрд рублей с погашением в апреле 2028 года. Выпуск облигаций позволяет «Аэрофлоту» привлекать значительные средства на несколько лет вперёд без необходимости отдавать долю в капитале компании, подобная практика характерна для крупных транспортных компаний в условиях ограниченного доступа к западному капиталу.

«Аэрофлот» урегулировал спор с иностранными лизингодателями ещё по семи воздушным судам

Итоговые затраты на урегулирование споров с иностранными лизингодателями Александровский не раскрыл, однако, по его словам, сумма сделки оказалась ниже рыночной стоимости самолётов и выгоднее прежних условий аренды. По мнению гендиректора «Аэрофлота», это обеспечивает дополнительный экономический эффект и снижает финансовую нагрузку на компанию.

После завершения текущего этапа урегулирования парк «Аэрофлота» увеличится до 228 воздушных судов, полностью освобождённых от двойной регистрации. На данный момент таких самолётов 192. В зоне неопределённости остаются борта, формально принадлежащие дочерним структурам российских компаний, зарегистрированным за рубежом. Для этих воздушных судов страховое урегулирование продолжает играть ключевую роль в обеспечении сохранности активов и стабильности эксплуатации на фоне сохраняющихся внешнеполитических рисков.

В долгосрочной перспективе «Аэрофлот» планирует продолжать курс на обновление и импортозамещение парка, делая ставку на отечественные разработки. В условиях санкций и ограниченного доступа к зарубежной авиационной технике компания ориентируется на сотрудничество с российскими производителями и постепенное внедрение новых моделей. Такой подход должен обеспечить технологическую независимость, устойчивость перевозчика и выполнение требований по поддержанию конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

«Аэрофлот» урегулировал отношения с лессором SMBC Aviation Capital по 17 самолётам

Двойная регистрация воздушных судов у российских авиакомпаний возникла в результате санкций и ограничений, введённых после начала СВО в 2022 году. Многие самолёты, эксплуатируемые российскими перевозчиками, находились в лизинге у иностранных компаний и были зарегистрированы в юрисдикциях Бермуд, Ирландии и других. После введения санкций авиационные власти этих государств аннулировали сертификаты лётной годности и отказались снимать самолёты с регистрации, что вынудило российские авиакомпании параллельно регистрировать их в российском реестре для сохранения возможности эксплуатации. Таким образом, одни и те же воздушные суда получили регистрацию сразу в двух странах, что противоречит международным нормам и создало юридическую неопределённость.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в Чикагской конвенции 1944 года чётко запрещает двойную регистрацию воздушных судов, поскольку она порождает проблемы с признанием сертификатов лётной годности и лицензий радиостанций. Однако из-за политической и юридической неопределённости, а также задержек с дерегистрацией со стороны иностранных авиационных администраций, российские перевозчики оказались в ситуации, когда самолёты формально числятся в двух юрисдикциях одновременно. Это привело к запретам на полёты таких самолётов в ряде стран, включая Турцию и Китай, что осложняет международные перевозки российских авиакомпаний и требует срочного урегулирования.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...