В начале 21 века истребитель-перехватчик МиГ‑31 не просто востребован, а является ключевым элементом современной системы противовоздушной обороны страны.
В связи с обострением борьбы за ресурсы Арктики и меняющейся международной обстановкой появилась необходимость усиления северных рубежей России.
Однако, несмотря на заинтересованность Минобороны, возобновить производство МиГ‑31 оказалось весьма сложно: слишком велики временные и финансовые затраты, разрушена производственная цепочка, существовавшая с советских времён. Поэтому перед Нижегородским авиастроительным заводом (НАЗ)«Сокол», как единственным производителем этих самолётов, и была поставлена задача: выполнить качественный капремонт и провести работы по их модернизации.
МиГ‑31 сегодня является одним из уникальных примеров самолётов-долгожителей. За более чем 35 лет службы он не только не утратил свой боевой потенциал, но и нарастил его путём глубокой модернизации. Созданный ОКБ им. А. И. Микояна ещё в начале 1970-х годов прошлого века, он до сих пор обеспечивает российской авиации паритет в арктических широтах. Всего НАЗ «Сокол» выпустил более 450 перехватчиков МиГ‑31, из которых около 350 до сих пор стоят на вооружении ВКС России.
Самолёт, поступивший на капремонт и модернизацию, разбирается буквально до винтика. Специалисты НАЗ «Сокол» проводят его дефектацию, ремонтируют, красят, устанавливают новые покупные комплектующие изделия, собирают заново и перевозят на заводской аэродром, откуда он после испытаний вновь возвращается в строй. При этом боевые возможности самолётов увеличиваются существенно, главным образом, за счёт установки нового вооружения.
«Со спецификой ремонтных работ мы впервые столкнулись в 90-е годы, когда делали первый комплексный бюллетень на МиГ‑31 в связи с новой системой вооружения. Тогда были доработаны около четырёх десятков машин. На них мы частично выполняли и ремонтные работы — устраняли видимые глазом трещины и вмятины. Ко времени подписания первого контракта с Минобороны на модернизацию МиГ‑31, такое направление деятельности, как серийный капремонт, мы освоили. Первые МиГ‑31 пришли на завод в 2007 году. ОКРовские работы по ним велись под руководством специалистов инженерного центра корпорации «МиГ», а затем, когда самолёт пошел в серию, заводские специалисты разработали технические условия, конструкторскую и эксплуатационную документацию. При этом НАЗ «Сокол» является основным разработчиком документации для выполнения ремонтного производства, и все авиаремонтные заводы, задействованные в выполнении контракта по МиГ‑31, используют нашу документацию, адаптированную под себя», — рассказывает Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол», курирующий тему модернизации МиГ‑31.
По его словам, когда в 2013 году на заводе начинали заниматься модернизацией МиГ-31, только наименований «невоспроизводимых» изделий, систем насчитывалось порядка 41 позиции. Причём в этот перечень входили, например, такие изделия, как комплекс навигации КН‑25, который сам включает более 40 блоков. Сейчас таких изделий осталось не более 8. При этом на подавляющее большинство из них действует дорожная карта, которая позволяет решать и эту задачу.
В рамках программы по импортозамещению меняются комплектующие украинского производства. Этот перечень не велик, и в 2016 году будет выполнено их замещение. На текущий момент в числе комплектующих изделий нероссийского производства остаётся только несколько позиций из Казахстана.
Органическое стекло, из которого раньше изготавливались фонари, больше не выпускается, а срок их службы истек. Стекло разрушается, желтеет, из-за чего серьезно ухудшается видимость, и оно уже не обладает своими первоначальными свойствами. Сегодня на МиГ-31 остекление кабины выполняется из силикатного триплекса. Это настоящее стекло, оно дороже, но прочнее и обладает лучшими свойствами по сравнению с органическим стеклом. Такие стёкла раньше ставились только на космические корабли. Теперь, после их установки на самолёт, МиГ‑31 вновь способен летать на любой скорости, заложенной при проектировании.
Пресс-служба ОАК