После закрытия российского воздушного пространства для европейских авиакомпаний весной 2022 года Finnair лишилась маршрутов, позволявших ей выгодно соединять авиаперелётами по Транссибирскому маршруту Европу и Азию. До введения ограничений рейс Хельсинки-Токио занимал 9 часов, теперь – 13. Расход топлива на этом направлении вырос почти в два раза, и это негативно сказалось на экономике полётов. Удлинение маршрутов снизило привлекательность Finnair для транзитных пассажиров, что привело к перераспределению спроса в пользу перевозчиков, имеющих возможность летать по более коротким маршрутам. Перевозчики из Азии и Ближнего Востока сохранили конкурентоспособность, а Finnair потеряла большую часть рынка.
Старение авиапарка усугубляет ситуацию. Средний возраст среднемагистральных самолётов Finnair превышает 20 лет. Компания эксплуатирует Airbus A320, A321 и Embraer 190, а также дальнемагистральные A350 и A330. Несмотря на наличие современных лайнеров, парк не обновляется из-за отсутствия средств. Инвестиции в новые воздушные суда невозможны на фоне падения доходов и роста эксплуатационных расходов. Старые самолёты требуют большего объёма технического обслуживания, что увеличивает издержки и снижает надёжность расписания.
Финансовое положение Finnair остаётся сложным. На май 2025 года, общий объём долгов компании в четыре раза превышает её рыночную стоимость. Операционная прибыль близка к нулю. Официальный финансовый отчёт Finnair за 1-й квартал 2025 года показывает, что компания не имеет запаса ликвидности для покрытия непредвиденных расходов. А финская газета Helsingin Sanomat в одной из публикаций в мае 2025 года, основанной на данных годового отчёта Finnair и интервью с представителями компании, отмечала, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации Finnair может столкнуться с угрозой неплатёжеспособности.
По данным финских новостных агентств Yle и MTV Uutiset, весной 2025 года забастовка работников аэропортовых служб привела к отмене более 100 рейсов. Прямые убытки превысили 40 млн евро. Для Finnair, находящейся в сложном финансовом положении, этот удар оказался особенно чувствительным.
Финская пресса обсуждает возможность продажи Finnair. Более 50 процентов акций перевозчика находится во владении у государства. Передача контроля над ними иностранному инвестору может вызвать политические риски и общественное недовольство. Активных переговоров о смене собственника не ведётся. Правительство теоретически может увеличить уставный капитал Finnair, однако в условиях роста оборонных расходов выделить средства сложно.
Эксперт по гражданской авиации Свен Кукемельк считает, что без восстановления доступа к российскому воздушному пространству Finnair придётся сокращать авиапарк. Это приведёт к уменьшению объёма стыковочных перевозок не только из Финляндии, но и из соседних стран, в первую очередь из Эстонии. Сокращение маршрутной сети снизит привлекательность Хельсинки как транзитного узла, приводит его мнение «Интерфакс».
Текущее положение Finnair – результат сочетания внешних ограничений и внутренних проблем. Компания лишилась основного конкурентного преимущества – быстрого транзита между Европой и Азией. Перевозчик вынужден перестраивать бизнес-модель, оптимизировать расходы и искать новые источники дохода. Без доступа к российскому воздушному пространству вернуть прежние объёмы перевозок и прибыльность практически невозможно.
По состоянию на май 2025 года Finnair сохраняет операционную деятельность, однако перспективы стабилизации остаются неопределёнными. Точное количество сокращённых маршрутов и уволенных сотрудников не раскрывается.