К 100-летию российского планеризма. Первый слёт в Коктебеле

Старт планера А-2 под управлением Л. Юнгмейстера. I Всесоюзные планерные испытания, Коктебель, ноябрь 1923 г.

В ноябре 2023 года отмечается 100-летие зарождения планеризма в России. Отсчёт ведётся с даты проведения первых Всесоюзных планерных соревнований, которые состоялись 3-18 ноября 1923 года в Коктебеле. Первые планеристы были энтузиастами, которые самостоятельно изготавливали безмоторные летательные аппараты из дерева и ткани. С полётов на планерах путь в авиацию и космонавтику начинали многие легендарные конструкторы и будущие лётчики, среди которых Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Королёв и многие другие.

Первые сведения о постройке планеров в России относятся к 1904 году. В Киеве строил первые планеры учащийся реального училища Георгий Адлер, в Крыму – курсант Морского корпуса Константин Арцеулов, в Тифлисе – гимназист Алексей Шиуков. Однако тогда попытки их авторов летать на этих планерах не имели успеха.

В статье «Первые пионеры авиации в России», опубликованной в журнале «Самолёт» № 5 за 1924 г., говорится: «Один из первых планеров русской системы был построен группой учеников Киевского реального училища в 1904 г. по проекту 17-летнего юноши Георгия Адлера. Это был весьма примитивный воздушный змей площадью около 8 квадратных метров, с длинным хвостом. Для разгона он был прилажен к велосипеду. Угол атаки несущей поверхности менялся при помощи лямки, надетой на шею авиатора. Горизонтальная поверхность хвоста играла роль стабилизатора. Первая же попытка полёта на этом планере кончилась довольно плачевно».

В Советском Союзе расцвет планеризма как вида авиации пришёлся на 1920-30-е годы, когда начался настоящий бум планерных школ. Тысячи специалистов прошли обучение в планерных секциях страны. Во время Великой Отечественной войны планеризм сыграл важную роль в подготовке лётчиков-истребителей. Планеры использовались для обучения пилотов основам пилотирования и аэродинамики, а военно-десантный Г-11 стал основным боевым планером для доставки десанта и военных грузов к месту боевых действий. Планер мог пролететь над местом назначения за линией фронта, сбрасывал нашим войскам и партизанам военный груз и вновь возвращался на базу. Только за период 1941–1942 годов было изготовлено около 500 таких планеров.

Запуск планера АВФ-6 разработки В.Ф. Болховитинова на II Всесоюзных планерных испытаниях

25 мая 1919 года был учреждён планерный класс в «Аэро-Студии», образованной в научно-исследовательском учреждении Воздушного Флота при «Летучей лаборатории». В документах основной целью создания класса указывалось изучение элементов теории постройки безмоторных аэропланов и полётов на них. Слушатели курсов планеризма, которых было более 40 человек, изучали аэродинамику, прочность планеров и другие дисциплины. 7 сентября 1919 года основоположник теории авиации Николай Егорович Жуковский прочёл для класса лекцию «История планеров».

Однако вскоре «Аэро-Студия» была вынуждена прекратить свою деятельность, так как Москве в это время не хватало топлива и деревянное здание студии было разобрано на дрова. Но энтузиасты продолжали вести пропаганду планеризма через журнал «Вестник Воздушного Флота».

10 ноября 1921 года по просьбе инициативной группы любителей планеризма Главвоздухофлот (Глав­ное управ­ле­ние Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Во­ен­но-Воз­душ­но­го Фло­та) создал планерный кружок «Парящий полёт». Основной задачей объединения ставилось всемерное развитие и распространение идеи безмоторного летания, планеростроения и планерного спорта, как необходимых предпосылок для развития мощного русского воздушного флота. Первым председателем кружка был лётчик А. А. Жабров, которого вскоре сменил Константин Арцеулов.

В декабре того же года в «Вестнике Воздушного Флота» один из пионеров русской и мировой авиации Харитон Славороссов опубликовал письмо с призывом возродить планерный спорт: «...При редакции нашего журнала уже организован "Кружок планеристов". Он должен стать тем центром, тем корнем, от которого побегут отростки по всей стране. Я считаю необходимым устройство летом 1922 года Всероссийских планерных соревнований. Такой планерный митинг будет прекрасной пропагандой безмоторного летания и летания вообще. Со своей стороны, для учреждения приза я и мои коллеги Урицкий и Раскин прилагаем наш лекционный заработок в размере 1500000 рублей. Приз этот я считал бы уместным и необходимым назвать именем гениального родоначальника русской авиации Н. Е. Жуковского. Конечно, сумма эта незначительна, но мы считаем, что все, любящие русскую авиацию, а также те, кому дорога память нашего Великого Учителя, присоединятся к ней. Москва, 26 декабря 1921 года».

15 сентября 1922 года ещё большую поддержку планеризм получил от руководства Воздушного Флота, когда его научно-технический комитет, в состав которого входили А. Н. Туполев, Б. С. Стечкин, Н. Р. Бриллинг, В. Н. Фомин и другие известные учёные, вынес следующее постановление: «Признать планерное дело заслуживающим всемерной поддержки со стороны органов Воздушного Флота, уделить из средств на опытное строительство кредиты на постройку наиболее интересных проектов планеров, привлечь к этому делу ЦАГИ, НТК и другие научные организации Воздушного Флота, обязав одного из членов Комитета следить за развитием планеризма и периодически докладывать НТК о таковом. Создать благоприятные условия для производства опытов с планерами». Первым практическим делом кружка «Парящий полёт» была постройка планера А-5 конструкции Константина Арцеулова в 1922 году.

Константин Арцеулов и Леонид Юнгмейстер. Коктебель, ноябрь 1923 г.

28 августа 1923 года состоялось совещание представителей отделений кружка «Парящий полёт», на котором присутствовало 20 делегатов региональных отделений. На мероприятии был решён вопрос о подаче заявок на материалы и денежные сметы, необходимые для изготовления планеров в местных кружках. Весной 1923 года участники планерных кружков «Парящий полёт» и слушатели Академии Воздушного Флота приняли решение организовать Всесоюзные планерные состязания. Руководителем «Центра безмоторной авиации» при спортивной секции «Общества друзей Воздушного Флота» был назначен К. К. Арцеулов, который выбрал для соревнований гору Узун-Сырт недалеко от Феодосии в районе Коктебеля, где и проходили до 1935 года одиннадцать планерных слётов. Позднее её назвали горой Клементьева в честь Петра Клементьева, который трагически погиб во время вторых всесоюзных испытаний при демонстрации планера собственной конструкции.

Для победителей соревнований были назначены многочисленные призы за конструкцию планеров и за лётные достижения: два маломощных мотора, денежные призы научно-технического комитета Главвоздухфлота и ОДВФ по 1000 руб. золотом, несколько золотых и серебряных часов, полный комплект материалов для постройки планера. Старейший русский авиатор Александр Раевский пожертвовал ценную статуэтку Икара для награждения лучшего планериста. Оргкомитет разработал Положение об опытно-показательных испытаниях безмоторных летательных аппаратов 1923 года, по которым руководство по проведению и организации испытаний возлагалось на Центр безмоторной авиации.

Ряд обстоятельств заставлял оргкомитет с тревогой смотреть на исход мероприятия, т.к. наиболее благоприятный период года по уже заканчивался, срочная организация слёта планеристов не дала возможности заблаговременно информировать провинцию, но и московские кружки не все успели подготовиться в должной мере, поэтому из 20 аппаратов, зарегистрированных для участия в состязаниях, была подготовлена лишь половина. 21 октября эшелон с 10-ю планерами отбыл на место испытаний. Из десяти прибывших на слет планеров к участию в полетах были допущены девять. В порядке стартовых номеров это были: планер А-5 конструкции К. К. Арцеулова, «Маори» С. Н. Люшина, АВФ-1 «Арап» М. К. Тихонравова, «Стриж» В. С. Пышнова, «Коршун» И. П. Толстых, «Буревесник» В. П. Невдачина, БИЧ-1 Б. И. Черановского, «Макака» Н. Д. Анощенко и «Мастяжарт» С. В. Ильюшина.

Первое ноября стало днём начала испытаний планеров на прочность. Несколько человек поднимали летательный аппарат за соответствующие места крепления крыла, а пилотское место нагружалось двойной нагрузкой. В течение 1-7 ноября были испытаны на прочность и допущены к лётным испытаниям восемь планеров. Планер «Маори» был испытан на прочность и получил допуск к полётам 15 ноября.

Леонид Юнгмейстер, ноябрь 1922 г.

Предварительное определение лётных качеств планеров производилось балансирными полётами. Планер буксировали с пологого склона против ветра, причём трос не сбрасывали и стартовая команда, не выпуская его из рук, всё время бежала за планером, поддерживая его за крылья веревками и не позволяя подняться высоко вверх. Испытания обслуживались службой погоды и службой измерений, которая во время полётов фиксировала время, пройденное расстояние и высоту полёта.

С 3 по 18 ноября 1923 года в Коктебеле состоялись первые Всесоюзные планерные соревнования, во время которых участники обменивались практическим опытом в области конструирования планеров и методики планерных полётов. К полётам допускались только профессиональные лётчики. 15 и 18 ноября Леонид Юнгмейстер на планере А-5 совершил рекордные полёты: первый полёт проходил при ветре около 8 м/с и продолжался 41 мин 10 с. Высота над стартом составила 100 м. Временами угол подъёма планера достигал семи градусов. Второй полёт при ветре 6-8 м/с продолжался 1 ч 2 мин 30 с. Юнгмейстер произвёл 26 восьмёрок вдоль южного склона и совершил посадку на месте взлета, выполнив условия для получения награды – статуэтки Икара.

Всего за две недели было произведено 35 полётов общей продолжительностью 2 часа 5 минут 30 секунд. Лётчикам Л. Юнгмейстеру, К. Арцеулову, В. Денисову и Н. Камарницкому были присвоены звания пилотов-планеристов, а Леониду Юнгмейстеру звание пилота-парителя. Победителем первых Всесоюзных планерных состязаний стал планер А-5.

Источники:

  1. Гальперин Ю. М. «Воздушный казак Вердена». «Молодая гвардия», 1990
  2. Большая российская энциклопедия 2004-2017, https://old.bigenc.ru/
  3. «Наука и техника». Жизнь авиатора и художника Константина Константиновича Арцеулова. Часть 2
  4. Красильщиков А. П. «Планеры СССР», 1991
  5. Наш Баку. Юнгмейстер Леонид Александрович, выпускник Бакинской школы морской авиации.
Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...