Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина (входит в состав ОАК) на протяжении многих десятилетий является одним из ведущих российских авиастроительных фирм по разработке, испытаниям и сопровождению серийного производства пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолётов.
Наряду с разработкой новой авиационной техники компания выполняет полный комплекс работ, связанных с модернизацией и поддержанием лётной годности ранее произведенных воздушных судов марки «Ил».
О том, над какими приоритетными проектами работает сегодня Авиакомплекс имени С.В.Ильюшина, рассказал
– Сергей Владимирович, в 2012 году Минобороны РФ подписало контракт на закупку 39 самолётов Ил-76МД-90А, как идет его выполнение?
– Военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А один из наших основных проектов, которому мы уделяем особое внимание.
В настоящее время мы завершили выпуск на него электронной конструкторской документации. Самолёт находится в серийном производстве на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП». Три Ил-76МД-90А уже переданы на вооружение ВКС России и к освоению новой машины приступили лётчики Ивановского авиацентра ВТА.
Имеются определенные моменты, связанные с окончательной отработкой применения на новых военно-транспортных самолётах систем обороны нового поколения. Если ранее было достаточно отстреливающихся тепловых ловушек, то теперь устанавливаются более серьёзные комплексы. Но это технические вопросы, которые будут решены.
– Создается ли гражданская версия этой машины?
– Такие работы ведутся. Совсем недавно, на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» прошла лётно-техническая конференция по вопросам создания нового транспортного самолёта Ил-76ТД-90А, являющегося транспортной модификацией серийно выпускаемого самолёта Ил-76МД-90А. В конференции приняли участие представители Росавиации, ПАО «ОАК», ОАО «Ил», ГОСНИИ ГА, АО «Авиастар-СП», МЧС России, АК «Волга-Днепр», ОАО «Авиадвигатель».
Ил-76ТД-90А будет соответствовать стандартам ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу, что позволит применять его как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях. Всё это будет способствовать расширению географии полётов нового транспортного самолёта.
Мы планируем, что новый транспортный самолёт Ил-76ТД-90А будет брать больше груза по сравнению со своим предшественником, до 60 т против 50 т на Ил-76ТД-90ВД, и с максимальной нагрузкой лететь на расстояние до 4 000 км.
Самолёты Ил-76ТД-90А и Ил-76МД-90А имеют большой процент идентичности с точки зрения проектирования и сборки, что позволяет снизить сложность работ, расходы и риски на всех этапах производства, одновременно обеспечив эксплуатационные преимущества заказчикам.
– Кто может стать заказчиком Ил-76ТД-90А?
– Ранее между Объединенной авиастроительной корпорацией и МЧС России уже было подписано соглашение о намерениях по поставкам транспортных самолётов семейства Ил-76. Авиакомпания «Волга-Днепр», которая продолжительное время успешно эксплуатирует самолёты Ил-76ТД-90ВД, также выразила заинтересованность в поставках нового транспортного самолёта. Имеются и другие потенциальные покупатели.
Ранее неоднократно говорилось о необходимости создания нового тяжёлого отечественного транспортного самолёта с характеристиками превосходящими Ил-76ТД. Поэтому неудивительно внимание, проявленное к этому событию со стороны потенциальных покупателей.
– Над какими ещё проектами военно-транспортных самолётов работают в Авиакомплексе имени Ильюшина?
– Перед нами поставлена задача по созданию легкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Кроме того, мы работаем над проектом среднего военно-транспортного самолёта (СВТС).
В настоящее время, по первому проекту нами выполнена разработка технического проекта и макета кабины лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В, выпущен основной объём рабочей конструкторской документации, проведены работы по выстраиванию производственной кооперации.
На ВАСО (Воронежское акционерное самолётостроительное общество) изготовлены стапели и идёт работа по сборке отсеков фюзеляжа и изготовлению крыла. Одновременно, в ЦАГИ ведутся работы по проверке аэродинамики Ил-112В.
Программа по Ил-112В находится под контролем заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова. Совсем недавно на ВАСО прошло совещание, в ходе которого обсуждались вопросы выполнения гособоронзаказа на текущий год. Во время визита на авиазавод Юрий Борисов осмотрел сборочные стапели, предназначенные для изготовления самолётов Ил-112В.
Первый полёт этого самолёта должен состояться в июле 2017 года. Пока мы укладываемся в назначенные сроки.
Что касается СВТС, то проект нами ведется в инициативном порядке. В качестве силовой установки самолёта рассматриваются два двигателя ПС-90А-76, либо ПД-14.
В настоящее время в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского ведутся работы по подготовке к продувке в аэродинамической трубе масштабной модели этого самолёта, причем как с макетами двигателей ПС-90А, так и ПД-14.
– На каком этапе находятся работы по возобновлению производства регионального самолёта Ил-114-300?
– Это ещё один важный для нашего предприятия проект, к реализации которого мы приступили. Нам необходимо в короткие сроки провести оцифровку самолёта и подготовить рабочую конструкторскую документацию в электронном виде, а также провести замену снятых с производства комплектующих изделий.
На недавнем совещании по реализации программы Ил-114, в котором приняли участие президент ОАК Юрий Слюсарь, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федерального округе Михаил Бабич, заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, было принято решение об организации серийного производства самолётов Ил-114-300 на нижегородском авиазаводе «Сокол».
Перед нами открывается хорошая возможность улучшения технико-экономических показателей базового самолёта Ил-114 за счёт его модернизации и снижения веса. Так же мы планируем сделать новый, современный салон.
При использовании задела Ташкентского механического завода (бывшее Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова), первый лётный образец может подняться в воздух в 2018 году. В 2021 году в серийное производство пойдут самолёты отечественного производства, изготовленные в кооперации на заводах ОАК.
Для зарубежных заказчиков, при необходимости, мы можем оснащать Ил-114 импортными двигателями Pratt & Whitney.
– Сообщалось, что Авиационный комплекс им. Ильюшина ведёт работы по программе Ил-96-400М. Расскажите об этом подробнее.
– Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-96-400М проектируется для замены авиалайнера Ил-96-300 и предназначен для авиалиний средней и большой протяжённости.
Анализ показал, что продолжать работу над самолётом семейства Ил-96-300 можно, повышая за счёт удлинения фюзеляжа его пассажировместимость.
У самолёта Ил-96-400М будет удлиненный на 9,35 метра фюзеляж. Он cможет перевозить 305 пассажиров в типовой трёхклассной конфигурации, с максимальной вместимостью 370 пассажиров в одноклассной. У Ил-96-300 - 237 и 300 пассажиров соответственно.
Максимальную взлётную массу планируется увеличить до 270 тонн (250 у Ил-96-300). Силовая установка проектируется из четырёх турбореактивных двигателей ПС-90А1, с тягой в 17,4 тонны.
Кроме того, мы улучшим интерьер салона и модернизируем системы самолёта, в том числе пилотажно-навигационный комплекс.
По нашим расчётам, модернизация самолёта приведёт к уменьшению прямых эксплуатационных расходов на пассажирское кресло. При учёте разности в закупочной цене и стоимости технического обслуживания, Ил-96-400М будет сопоставим по показателям экономичности с европейским пассажирским авиалайнером А-330.
Документация по планеру нового воздушного судна практически подготовлена, но потребуется существенно пересмотреть концепцию салона. Мы постараемся выбрать наиболее рациональный и эффективный вариант.
– Как ведутся работы по сервисному обслуживанию и модернизации авиационной техники?
– В целях обеспечения послепродажной поддержки эксплуатации самолётов марки «Ил», предприятие развивает производственную базу в городе Жуковский, выполняющую весь перечень работ по формам технического обслуживания и ремонта самолётов.
Для сервисного обслуживания авиационной техники государственной авиации, на предприятии действует служба сервисного обслуживания, включившая в себя мобильные сервисные бригады. На сегодняшний день создано семь мобильных сервисных бригад, которые располагаются в шести точках дислокации авиационной техники ВКС России.
Мобильные сервисные бригады обслуживают самолёты Ил-76, Ил-78 и их модификации. В 2015 году их силами было восстановлено до норм лётной годности более 70 самолётов.
Завершены работы по модернизации первого самолёта типа Ил-76МД до версии Ил-76МД-М. При этом частично применялись детали, взаимозаменяемые с новым военно-транспортным самолётом Ил-76МД-90А.
В феврале 2016 года состоялся подъём в воздух первого модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-М. Срок службы модернизированных самолётов будет продлен до 40 лет.
В данное время продолжаются заводские лётные испытания Ил-76МД-М, ведется доводка вновь установленных систем и оборудования. В августе этого года мы должны будем приступить к государственным совместным испытаниям.
Также мы начали работы по модернизации первого самолёта-топливозаправщика Ил-78 Воздушно-космических сил России до версии Ил-78-2. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны. Устаревшее или снятое с производства оборудование будет заменено на современное, назначенный срок службы самолёта будет продлен до 40 лет.
В 2015 году нами была завершена серийная модернизация первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации ВМФ России до уровня Ил-38Н. Самолёты переданы заказчику и совершили перелёты на аэродромы постоянного базирования. Работы по модернизации Ил-38 продолжаются.
Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы предприятия. Создана единая база данных по разработке электронной конструкторской документации и организована единая информационная структура, к которой подключены ОАО «Ил», филиалы в Воронеже и Ульяновске, ЭМЗ им. В.М.Мясищева. Для автоматизации рабочих мест в 2015 году было закуплено 374 графических станции и ряд лицензий, необходимых для использования компьютерных технологий проектирования и производства.
– Сообщалось, что Авиакомплекс имени Ильюшина приступил к разработке перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). Расскажите об этом проекте?
– Такие работы ведутся постоянно. Сейчас, при отработке решений по СВТС, у нас появляется окно возможностей подумать и сделать самолёт, основываясь на современных технических решениях. Мы проведём анализ имеющихся проектов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по аэродинамике, прочности и системам управления.
Многое будет зависеть от выбора силовой установки. Оптимальным вариантом может стать новый двигатель ПД-23, который сегодня запущен в качестве ОКРа. В этом случае мы можем говорить о ПАК ВТА с полезной нагрузкой в 100 тонн. Если заказчик будет настаивать на 80-тонной машине, то в качестве силовой установки можно будет использовать ПС-90А1.
Уже сейчас имеются предложения по увеличению процента содержания композитных материалов в ПАК ВТА. Над этими вопросами работают во всем мире, так как композиты позволяют уменьшить вес самолёта, улучшить аэродинамические и лётные характеристики. Поэтому поищем технические решения и в части применения новых материалов.