Фронтовой истребитель МиГ-29СМТ (9-17)

Фото: © aviaphotos.ru

Разработка одноместного многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29СМТ (9-17) началась в 1997 году. Это был модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ с принципиально новым комплексом бортового оборудования, расширенной номенклатурой вооружения и увеличенной дальностью полёта.

Основой комплекса бортового оборудования стала трёхкратно резервированная бортовая цифровая вычислительная система верхнего уровня, построенная по принципу открытой архитектуры на основе мультиплексных каналов информационного обмена. В состав БРЭО входит модернизированный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС Н019МП, в которой реализован режим картографирования местности, оптико-электронная прицельная система (КОЛС и нашлемная система целеуказания), комплекс навигации, новый помехоустойчивый комплекс связи и наведения (две радиостанции Р-833, каналы телекодового обмена и командной радиолинии управления), комплекс РЭП, комплекс контроля и регистрации «Карат-Б» с малогабаритной системой видеорегистрации, система учёта ресурса самолёта и диагностики его состояния «Регата», система управления оружием и другое оборудование.

Информационно-управляющее поле кабины включает два цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора с кнопочным обрамлением, индикатор на лобовом стекле, многофункциональный пульт управления с монохромным жидкокристаллическим дисплеем, резервные приборы и пульты, органы управления на ручке управления самолётом и рычагах управления двигателями. Количество различных индикаторов сокращенно по сравнению с серийным МиГ-29 вдвое (с 30 до 16), сигнализаторов – в 2,5 раза (с 82 до 34), органов управления – на 40% (со 193 до 136), при этом реализуется концепция HOTAS (Hands On Throttle And Stick), в соответствии с которой лётчик может осуществлять большинство операций по самолётовождению, прицеливанию и пуску ракет, не снимая рук с ручки управления самолётом и РУД.

Номенклатура вооружения модернизированного истребителя расширена противорадиолокационными ракетами Х-31П и противокорабельными ракетами Х-31А с АРГС (обеспечивается подвеска двух УР данного типа), в остальном по составу управляемого и неуправляемого оружия «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» МиГ-29СМТ соответствует модификации МиГ-29СМ.

Лётчик-испытатель Марат Алыков

Ёмкость топливных баков самолёта возросла более чем на 40%. Дополнительное горючее на МиГ-29СМТ размещается в накладных баках, устанавливаемых в увеличенном гроте по всей длине средней и хвостовой части фюзеляжа. Применение двух накладных баков общей ёмкостью более 1800 л обеспечивает увеличение дальности полёта МиГ-29СМТ без ПТБ на 40-50%. Помимо применения трёх ПТБ предусмотрена возможность оснащения самолёта съёмной системой дозаправки, аналогичной испытанной на опытном МиГ-29 № 4808.

Для лётной отработки технических решений, которые реализованы на МиГ-29СМТ, АНПК «МИГ» подготовил три опытных самолёта, два из которых ранее использовались в рамках программы создания истребителя МиГ-29С. Первый из них – МиГ-29 № 405 – вначале был переоборудован для испытаний нового информационно-управляющего поля кабины лётчика. Первый полёт на нём был выполнен 29 ноября 1997 года лётчиком-испытателем АНПК «МиГ» М.Р. Алыковым.

В начале 1998 г. опытное производство ОКБ произвело доработку конструкции фюзеляжа этого истребителя в соответствии с чертежами МиГ-29СМТ, и он вновь вышел на испытания. Облёт переоборудованной машины выполнил 22 апреля 1998 г. шеф-пилот АНПК «МИГ» В.М. Горбунов. В мае того же года истребитель стал участником международной авиационной выставки в Берлине.

На другом опытном самолёте – МиГ-29 № 404 – с сентября 1997 г. проводилась отработка новой РЛС Н019МП, которая, в отличие от прежней Н019М, обеспечивала обнаружение и атаку морских целей ракетами с радиолокационными головками самонаведения, а также наземных целей неуправляемым оружием в любых погодных условиях днём и ночью.

И, наконец, третья опытная машина – доработанный серийный МиГ-29 № 4710 – предназначалась для лётных испытаний новой топливной системы, а затем всего комплекса усовершенствований МиГ-29СМТ. Первый полёт этой машины, получившей № 917, состоялся 14 июля 1998 г. Программа испытаний была в целом завершена к концу 1998 г., когда началось переоборудование первого из заказанных ВВС России строевых самолётов МиГ-29. Приведённый к стандарту МиГ-29СМТ, он совершил первый полёт в начале 1999 года.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...