Алексея Филатова: Ил-96-400Т (RA-96101) уходит в испытательный полет, 29 декабря 2024 года

Ещё один самолёт Ил-96-400Т для авиакомпании Sky Gates поднялся в воздух

Фото © Алексей Филатов

После более чем десятилетней консервации, 29 декабря 2024 года, в Воронеже состоялся облёт грузового самолёта Ил-96-400Т с регистрационным номером RA-96101. В период с 2009 по 2013 годы машина эксплуатировалась авиакомпанией «Полёт», сообщает журнал «Взлёт».

Самолёт войдёт в состав парка авиакомпании Sky Gates Airlines, являющейся дочерней структурой Red Wings. Сейчас в эксплуатации авиакомпании уже есть один такой самолёт – Ил-96-400Т (RA-96103), грузовые перевозки этот борт начал выполнять в декабре 2023 года.

В начале 1990-х годов в Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина в рамках международного сотрудничества начались работы по созданию модификации широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-96-300. Первые образцы Ил-96-300 комплектовались двигателями ПС-90А и некоторыми системами пилотажно-навигационного оборудования не надлежащей надежности. В связи с этим было принято решение о разработке на базе Ил-96-300 дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта с увеличенной пассажировместимостью под обозначением Ил-96М. Силовая установка и комплекс авионики данной модификации должны были поставляться компаниями из США. Параллельно с пассажирским Ил-96М прорабатывался его грузовой вариант – Ил-96Т, оснащённый большим грузовым люком по левому борту и способный перевозить до 92 тонн грузов на расстояние до 5200 км.

Первый опытный образец грузового самолёта Ил-96Т с бортовым номером RA-96101 оснащался двигателями PW-2337 и авионикой Collins, он был построен на заводе в Воронеже весной 1997 года. Лётчики-испытатели Станислав Близнюк и Анатолий Кнышов подняли его в воздух 16 мая 1997 года. Несмотря на ограниченное финансирование, испытания проводились достаточно интенсивно, и в итоге 31 марта 1998 года Авиарегистр МАК выдал сертификат лётной годности по нормам АП-25.

По инициативе авиакомпании «Аэрофлот» Ил-96Т прошёл дополнительные сертификационные испытания на соответствие требованиям Федерального управления гражданской авиации США (FAA), и борт RA-96101 стал первым отечественным коммерческим реактивным самолётом, сертифицированным по американским нормам FAR-25. Сертификат типа A54NM выдан 7 июля 1999 года.

Однако отсутствие необходимых средств для закупки импортных двигателей и бортового оборудования для серийных самолётов сделали дальнейшее производство невозможным. После показа на Парижском авиасалоне в 1999 году и на МАКС-99 борт RA-96101 был перебазирован на завод в Воронеже, где с него демонтировали американские двигатели и авионику. Стало очевидным, что развитие данного проекта возможно только с применением отечественных комплектующих.

В начале 2000-х годов появилась идея создания «импортозамещённой» версии Ил-96Т, получившей название Ил-96-400Т. Замена американских PW-2337 планировалась на модифицированные пермские ПС-90А1 с увеличенной тягой до 17,4 тонны. Также предполагалось заменить импортное БРЭО на отечественное. Первый полёт модифицированный самолёт совершил в марте 2008 года.

Sky Gates Airlines получила восстановленный самолёт Ил-96-400Т

Уже в апреле 2008 года Ил-96-400Т получил сертификат Авиарегистра МАК, при этом основной объём сертификационных испытаний был проведён на другом аналогичном самолёте – RA-96102. Планировалась поставка борта RA-96101 в авиакомпанию «Атлант-Союз», но перевозчик отказался от грузового подразделения. Также в 2008 году сорвалась поставка самолёта в «АФЛ-Карго» из-за банкротства компании.

25 сентября 2009 года Ил-96-400Т RA-96101 начал выполнять коммерческие грузовые перевозки в авиакомпании «Полёт», где проработал до мая 2013 года. Производственный налёт в период с сентября 2009 по май 2010 года составил 909 часов. В июне 2013 года самолёт перегнали на ВАСО, где планировалась его конвертация в пассажирский вариант для авиакомпании Cubana.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (16 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...