Беспилотники Северного флота

Сегодня практически в каждом мероприятии боевой подготовки Вооружённых сил Российской Федерации применяются беспилотные летательные аппараты (БЛА) Последние несколько лет беспилотная авиация в России развивается семимильными шагами. Подразделения БЛА созданы в каждом военном округе. В ОСК Северный флот есть роты беспилотных летательных аппаратов, подчиняющиеся береговым частям, а также эскадрилья БЛА при авиабазе 45-й армии ВВС и ПВО.

Для чего нам "беспилотье"?

В 2013 году на базе Северного флота был сформирован отряд беспилотных летательных аппаратов, личный состав которого составлял около 20 военнослужащих. Через год отряд преобразовался в эскадрилью. А к декабрю текущего года на Северном флоте планируется создать отдельный полк БЛА, где будут служить уже 400 человек. Такой стремительный прогресс красноречиво свидетельствует о том, что развитие беспилотной авиации для Минобороны России - один из приоритетов.

Беспилотные летательные аппараты предназначены для ведения воздушной разведки. Использование БЛА предоставляет уникальную возможность моментально оценивать ситуацию при выполнении различных боевых и сторонних задач. Разведка ведётся в режиме реального времени, все полученные данные фиксируются и передаются на командные пункты сразу же.

Эскадрилья СФ выполняет задачи, поставленные Генеральным штабом ВС РФ. "Беспилотье", как называют беспилотную авиацию военнослужащие эскадрильи, применяется для осмотра береговых линий, уточнения рельефа местности, проверки состояния объектов военной инфраструктуры, наблюдения за маскировкой своих войск. БЛА выполняют задачи по визуальному контролю мероприятий боевой подготовки подразделений, прежде всего это проведение стрельб и пуски ракет. Оценка командованием выполнения стрельб сегодня происходит на основе данных, которые передают беспилотники. Они также значительно упрощают решение задач по корректировке артиллерийского огня и наведению авиации.

Кроме того, беспилотные летательные аппараты могут использоваться для поиска и обнаружения людей, определения степени нанесённого ущерба, выявления взрывных устройств, обнаружения нефтяных разливов, обследования состояния линий электропередачи и трубопроводов.

Перспективность беспилотной авиации в Вооружённых силах переоценить сложно. Направление непрерывно развивается, круг задач, выполняемых БЛА, растёт, техника совершенствуется. По признанию командира эскадрильи беспилотных летательных аппаратов Северного флота гвардии подполковника Андрея Баушева, служить в таком подразделении, безусловно, интересно. Единственный минус - постоянные длительные командировки.

Боевые расчёты эскадрильи БЛА Северного флота вели воздушную разведку и обеспечивали безопасность во время зимних Олимпийских игр в Сочи. Все подступы со стороны гор и лесов отслеживались беспилотниками круглосуточно. А после (без возвращения на Север) началась другая командировка сроком в полгода. На этот раз обеспечивали безопасность проведения референдума о статусе Крыма.

Те же задачи стояли перед военнослужащими эскадрильи при проведении международных конкурсов "Авиадартс" в Липецке и "Армейские игры" в Каспийске. Подразделение БЛА выполняло специальные задачи в Дагестане и Сирии, не раз принимало участие в учениях Южного военного округа и, конечно, Северного флота.

Служба не для каждого

Из-за специфики службы в эскадрилье БЛА попасть в подразделение может не каждый желающий. Не все способны привыкнуть к постоянным дальним командировкам, нести боевое дежурство, не отходя от пульта управления в течение нескольких часов, при этом оставаясь предельно внимательным и готовым в любой момент принять срочное решение без права на ошибку.

- Зачастую мы ведём разведку вблизи населённых пунктов, и пусть даже самолёт небольшой, это всегда потенциальная опасность для людей, - добавляет гвардии подполковник Андрей Баушев.

На Севере дополнительные коррективы вносят метеоусловия. Погода здесь порой меняется резко. А учитывая большую продолжительность полёта (БЛА способен находиться в воздухе до 18 часов), можно вылететь в хорошую погоду, а вернуться в плохую. У эскадрильи БЛА СФ есть своя метеостанция, однако "пилот" беспилотной авиации должен уметь самостоятельно оценить и спрогнозировать ситуацию.

Ещё одно важное условие - знание английского языка, потому что всё программное обеспечение беспилотных летательных аппаратов написано на нём.

О серьёзном подходе к отбору кандидатов для службы в эскадрилье БЛА также говорит и тот факт, что это единственное подразделение на Северном флоте, где есть психолог в штате.

- Чтобы служить у нас, человек должен быть морально и психологически устойчивым, физически здоровым, стрессоустойчивым и выносливым, уметь быстро переключаться с одной задачи на другую, - рассказывает психолог эскадрильи БЛА Елена Дорофеева. - Необходимым условием является наличие высоких операторских способностей, которые выявляются тестированием с использованием автоматизированного рабочего места военного психолога.

В боевом расчёте комплекса БЛА три человека. Старший оператор непосредственно занимается управлением самолётом. Оператор наблюдения работает с фото- и видеоаппаратурой, передаёт данные на командный пункт. Станционщик (техник) отвечает за техническое состояние станции управления в момент полёта. При проверке профпригодности кандидата выявляют, какое из направлений работы ему ближе.

Все прошедшие отбор направляются на обучение в Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны РФ. Там, прежде чем приступить к освоению профессии, кандидат повторно проходит проверку на профпригодность, знание компьютера, сдаёт нормативы по физподготовке.

Схема обучения стандартная - сначала курс теоретической подготовки с последующей сдачей зачётов, затем отработка навыков на тренажёрах. А после получения необходимых допусков начинается лётная практика на аэродроме. Курсанты под присмотром инструкторов запускают беспилотники в небо и выполняют учебные задачи по 10 часов в день.

Продолжительность и содержание курса подготовки зависит от того, на какой тип беспилотного летательного аппарата обучаются военнослужащие. Например, комплекс "Орлан-10" изучают 2,5 месяца, а вот "Форпост" уже 6. В результате военнослужащий должен знать свою машину, что называется, от "А" до "Я".

Уместно подчеркнуть, что беспилотники лишь выглядят как игрушечные модели самолётов. По своим задачам и процедуре предполётной подготовки они ничем не отличаются от большой авиации.

На вооружении эскадрильи БЛА Северного флота стоят два вида комплексов.

Стационарный комплекс "Форпост" среднего радиуса действия. В его состав входят три самолёта весом около полутонны с размахом крыльев 9 м. Продолжительность полёта может достигать 18 часов. Запуск осуществляется с взлётной полосы. БЛА "Форпост" способен бесперебойно работать на высоте до 6 км при радиусе действия до 250 км.

Мобильный комплекс "Орлан-10" разворачивается в течение четырёх часов. БЛА может взлетать с любой необорудованной площадки, запускается с помощью специальной разборной катапульты. Размах крыльев самолёта, которых в комплексе четыре, составляет 3 м. Максимальное время полёта - 12 часов, высота - 5 км, дальность действия - 120 км.

Источник: bmpd.livejournal.com

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...