«Аэрофлот» перешёл на коммерческую эксплуатацию российской системы ACARS

Система ACARS / Фото: лицензия Creative Commons

Внедрение отечественной системы передачи данных ACARS в гражданскую авиацию России стало ответом на вызовы, возникшие после введения санкций в 2022 году. ACARS – Aircraft Communications Addressing and Reporting System – представляет собой цифровую систему связи, предназначенную для обмена короткими текстовыми сообщениями между воздушным судном и наземными станциями посредством радиосвязи или спутниковых каналов. Эта технология позволяет оперативно передавать данные о состоянии самолёта, метеорологическую информацию, оперативные планы полёта и другую информацию.

До марта 2022 года услуги ACARS российским авиакомпаниям оказывали иностранные провайдеры – швейцарская компания SITA и американская ARINC. Санкции, введённые США и Евросоюзом, закрыли доступ к ACARS, что негативно сказалось на эффективности эксплуатации воздушных судов и привело к экономическим потерям для российских перевозчиков. В этих условиях необходимость разработки отечественного аналога приобрела критически важное значение.

Решением стало сотрудничество компаний «Инфоком-Авиа» и «Азимут» – «Азимут» разработал необходимое оборудование и программное обеспечение, а «Инфоком-Авиа» выступила оператором информационных услуг. В сжатые сроки была создана сеть наземных станций, охватывающая основные направления полётов: «север-юг» и «запад-восток». Сформирован центр обработки данных на территории России. По данным Ростеха, для полного покрытия территории страны потребовалось немногим более ста наземных станций. В 2023 году их было всего десять.

Передача телеметрической информации в режиме реального времени позволяет центру управления авиакомпании оперативно отслеживать состояние воздушного судна. Экипаж получает актуальные метеопрогнозы, необходимые инструкции и другую важную информацию, в том числе в критических ситуациях. Программное обеспечение внесено в реестр российского ПО и позволяет внедрять дополнительные сервисы, такие как цифровая автоматическая передача информации в районе аэродрома (D-ATIS) и цифровое диспетчерское разрешение на вылет (DCL), а программно-аппаратные комплексы, созданные «Инфоком-Авиа» и «Азимутом», обеспечивают связь «диспетчер–пилот» (CPDLC).

Опытная эксплуатация российской системы ACARS началась в 2023 году. Первыми были «Аэрофлот» и S7 Airlines, позже – авиакомпании «Россия» и Red Wings. В 2024 году количество авиакомпаний, использующих отечественный сервис, увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2023 годом. По данным госкорпорации «Ростех», в 2024 году система обработала более 28 миллионов сообщений.

Теперь в Ростехе сообщили, что «Аэрофлот» одним из первым среди российских перевозчиков заключил договор с «Инфоком-Авиа» о коммерческой эксплуатации отечественного сервиса ACARS. Это соглашение говорит о зрелости и надёжности разработанной системы, подчеркнули в Ростехе.

«Количество авиакомпаний, подключенных к отечественному сервису ACARS, неуклонно растет, – отмечает генеральный директор «Инфоком-Авиа» Виктор Соломенцев. – В прошлом году обмен информацией через эту систему совершали порядка 2/3 парка воздушных судов России. Использование ACARS существенно повышает эффективность эксплуатации парка авиаперевозчика и безопасность полётов».

Российская система ACARS стала полноценной заменой иностранным аналогам, обеспечив непрерывность критически важных процессов в авиации. Успешное внедрение системы демонстрирует независимость российской промышленности в области разработки и внедрения передовых авиационных технологий.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (12 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...