Военно-воздушные силы Народной освободительной армии Китая (НОАК) получили первые тяжёлые бомбардировщики H-6N, оснащённые аэробаллистическими ракетами CH-AS-X-13. Комплекс является аналогом российской концепции системы "Кинжал" - авиационным вариантом комплекса «Искандер» с ракетой 9-А-7660.
Бомбардировщики, оснащённые аэробаллистическими ракетами средней дальности, способными нести ядерные боеголовки, предоставили НОАК эффективные средства доставки ядерного оружия - третью составляющую ядерной триады - воздушную. Модернизация бомбардировщика H-6 в версию H-6N была выполнена, чтобы использовать его в качестве носителя этой баллистической ракеты. Самолёт оснащается новыми более мощными двигателями, он получил конструктивные улучшения и новую авионику, что снизило требования к его техническому обслуживанию, увеличило полезную нагрузку и дальность полёта по сравнению с оригинальными вариантами самолёта.
Базовым для изделия CH-AS-X-13 стала баллистическая ракета наземного базирования DF-21 - одна из двух тактических платформ средней дальности, которые в настоящее время находятся на вооружении Китая. Целями нового ударного комплекса могут быть американские базы в Тихом океане, соединения кораблей. Вариант ракеты DF-21D, получивший название «убийцы авианосцев», был принят на вооружение в середине 2010-х годов с целью нейтрализации крупных военных кораблей противника на дальностях свыше 1500 км. Военно-морской институт США сделал вывод, что способность ракеты поражать цели на гиперзвуковых скоростях до 10 Махов с высокой точностью гарантировано уничтожит американский авианосец одним ударом, т.к. средств защиты, способных перехватить или отклонить гиперзвуковые ударные системы, у США не существует. H-6N и CH-AS-X-13 позволит НОАК держать под прицелом большие вражеские надводные корабли далеко за пределами боевого радиуса действия бомбардировщика.
Авиационный комплекс H-6N с аэробаллистической ракетой несомненно является потенциально опасным ударным оружием. Но ему не хватает межконтинентальной дальности американских и российских B-2 Spirit или Ту-160, он не может нанести ядерный удар по материковой части США - главной цели китайской ядерной стратегии. Даже при том, что H-6N имеет дальность полёта почти 6000 км, в сочетании с дальностью DF-21 в 1800 км, это всё равно оставляет континентальную часть США вне зоны досягаемости - даже если бомбардировщик будет дозаправлен в воздухе. Такие ограничения дальности указывают на то, что роль H-6N почти наверняка будет тактической, а не стратегической, что в свою очередь указывает на то, что аэробаллистическая ракета CH-AS-X-13 не является ядерным активом.
При ядерном оснащении используются миниатюрные боеголовки малой мощности, а не термоядерные боеголовки, которыми оснащаются китайские межконтинентальные системы доставки, такие как баллистические ракеты наземного базирования и подводные лодки. Таким образом, если H-6N и усиливает ядерную триаду Китая, у НОАК по-прежнему нет эффективных средств для нанесения мощных ядерных ударов на большие расстояния средствами воздушного базирования, необходимых для создания жизнеспособного стратегического сдерживающего фактора - возможности, которая остается исключительно российской и американской.
Создание потенциала для запуска аэробаллистических ракет может стать трамплином для разработки в Китае самолёта, способного нанести ядерный удар на стратегическую дальность. Ожидается, что разрабатываемый бомбардировщик-невидимка H-20 будет иметь межконтинентальную дальность и сможет нести ядерные ракеты большой дальности.
В последние годы разработка новых ракетоносцев-невидимок ведётся помимо Китая в России и США - это ПАК ДА и B-21 Raider соответственно. По сообщениям СМИ, все три проекта будут построены по схеме летающего крыла-безхвостки. Все три страны также вкладывают значительные средства в модернизацию своего существующего парка бомбардировщиков. Китай модернизирует H-6, который является прямым аналогом Ту-16 - советской разработки середины 50-х годов XX века. В США идёт модернизация флота B-52H, Россия проводит масштабные работы по модернизации Ту-22М3 в версию Ту-22М3М и Ту-160М в версию Ту-160М2.
По материалам