Электрический или гибридный БПЛА: как дешевле доставить груз в труднодоступные регионы

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Эксперимент «Почты России» по доставке грузов беспилотниками в Заполярье показал, что этот способ пока нерентабелен. Перевозка 1 кг груза на маршруте из посёлка Тазовский в село Антипаюта с помощью БПЛА обходится в 152 раза дороже, чем на регулярном пилотируемом рейсе, и в 43 раза дороже чартера. При этом первоначальной целью эксперимента было снижение уже в 2024 году стоимости доставки до значений ниже, чем на пилотируемой авиации.

В «Почте России» отметили также недостаточную надёжность доступных к эксплуатации БПЛА. К эксперименту на основании акта оценки (без сертификации) были допущены три беспилотника вертолётного типа с двигателем внутреннего сгорания в качестве силовой установки: это SH-350 грузоподъёмностью до 50 кг, SH-450 грузоподъёмностью до 100 кг (разработчик обоих – «Аэромакс») и ВТ 440 грузоподъёмностью до 100 кг (разработчик «Радар ММС»).

Кроме того, для организации постоянной эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) требуется дооснащение инфраструктуры. Хотя имеющаяся наземная инфраструктура по большинству маршрутов позволяет осуществлять взлёт и посадку дронов уже сейчас, существуют риски невостребованности инфраструктуры при переходе к автоматическим сценариям доставки. Авиакомпании с пилотируемыми воздушными судами из соображений конкуренции и безопасности полётов пока не заинтересованы в сотрудничестве с БАС, следует из доклада руководителя дирекции управления транспортом «Почты России» Георгия Баутина на конференции по беспилотникам, прошедшей в Московском авиационном институте в середине октября 2024 года.

Беспилотники «Аэромакс» сертифицированы в рамках экспериментального правового режима

Проблемы с широким внедрением БПЛА отмечают и другие эксперты, указывая, что эксперимент «Почты России» не принес значимых результатов, так как при его утверждении были частично и временно сняты некоторые административные барьеры текущего запретительного регулирования отрасли БАС, но не было предложено ничего нового, что можно было бы использовать для эффективного регулирования коммерческого применения дронов. Также проблема широкого применения дронов кроется в их высокой стоимости. Те, кто пользуется услугами по логистике, хотят получить услугу доставки, которая будет либо дешевле, либо быстрее, чем существующие предложения на рынке.

Но несмотря на сложности, остающиеся вопросы правового регулирования и технические ограничения, разработка и испытания новых моделей беспилотников продолжаются. Один из таких БПЛА разрабатывает ОКБ «Сухого». Это – беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования (БТС-ВАБ) вертикального взлёта и посадки (СВВП, eVTOL) С-76 «Атлас», натурный образец которого был продемонстрирован в августе на форуме «Армия-2024».

Главный конструктор БТС-ВАБ С-76 Евгений Рубцов заявил изданию VZ.ru, что новый беспилотник, благодаря вертикальному взлёту и посадке с применением подъёмных электродвигателей, может доставлять в труднодоступные населённые пункты грузы весом 100-200 кг, а такого рода летательные аппараты стали возможны только в последние несколько лет благодаря скачку научно-технического прогресса.

«В России множество удалённых территорий, где система доставки заказов через интернет не работает. Она возможна технически и теоретически с помощью вертолётов, но цена доставки будет космической. А ведь людям необходимо чувствовать постоянную связь с большой землей, возможность ежедневно получать то, что необходимо для жизни», – обратил внимание издания Евгений Рубцов.

По его словам, самой острой потребностью оказалась регулярная, ежедневная доставка в труднодоступные населённые пункты грузов весом 100-200 кг. Скоропортящиеся продукты, запчасти, бытовые товары, а посёлки, куда требуется такого рода доставка, чаще всего не имеют аэродромов с ВПП или вертолётных площадок, иногда там нет ничего, отметил он. «То есть, заказчикам требуется аппарат вертикального взлёта и посадки, способный приземляться там, где нет аэродромов», – добавил Евгений Рубцов.

Беспилотная транспортная авиационная система внеаэродромного базирования С-76 «Атлас»

Он считает, что С-76 «Атлас» является именно тем летательным аппаратом, который наилучшим образом будет способен решать вопросы логистики в труднодоступных регионах России, где невозможна доставка на следующий день или через час. Появление СВВП стало возможным только недавно с появлением альтернативных силовых установок. «Например, нашу схему вертикального взлёта и посадки невозможно реализовать с помощью двигателей внутреннего сгорания, только на электрических. А они, в свою очередь, требуют таких источников тока, которые появились только в последние годы», – объяснил конструктор.

Если создавать БПЛА с теми же подходами, что и в пилотируемой авиации, то кардинально снизить стоимость доставки груза и стоимость лётного часа самолёта не получится. Евгений Рубцов говорит о необходимости комплексного подхода для решения этой задачи.

«Речь идёт о системе, в которую входят беспилотные воздушные суда с высокой степенью автоматизации систем управления, единый операционный центр, который осуществляет взаимодействие с воздушными судами, с управлением воздушного движения для интеграции в единое воздушное пространство, с наземными посадочными площадками и с наземной инфраструктурой, а также с конечными заказчиками и потребителями. Если у нас получится создать такую простую и удобную систему, мы сможем показать значительное снижение стоимости доставки грузов», – рассказал Евгений Рубцов.

БТС-ВАБ С-76 «Атлас» оснащён гибридной силовой установкой с маршевым поршневым бензиновым двигателем и восемью подъёмными электродвигателями на крыле. Горизонтальный полёт по самолётному обеспечивается несущим крылом и поршневым двигателем с толкающим винтом, расположенным в хвостовой части фюзеляжа. Необходимая для взлёта и посадки С-76 площадка может иметь размер 17х17 метров. Длина С-76 составляет 7,2 м, высота – 2,9 м, размах крыла – 11 м.

Взлётная масса С-76 составляет 1500 кг, крейсерская скорость 180 км/час, высота полёта до 4000 м. Полёт производится полностью в автоматическом режиме по заранее заложенному в бортовой вычислитель маршруту. Связь между операционным центром и С-76 поддерживается оператором через ГЛОНАСС, один оператор может контролировать до 12 СВВП С-76. В данный момент БПЛА проходит испытания. Предполагается, что производство первых серийных машин начнётся в 2028 году. данный момент проходит испытания. Предполагается, что производство первых серийных машин начнется в 2028 году.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...