Экономический кризис 2021-2022 годов, вызванный пандемией COVID-19 и спецоперацией на Украине, сильно ударил по мировой и особенно российской логистике. Проблемы, обострившиеся в период пандемии, уже кажутся не столь существенными на фоне жёстких экономических санкций со стороны Запада. Сокращение внешнеторговых операций с европейскими странами привело к полному переформатированию связей, поиску новых торгово-экономических партнёрств и перестроению логистических цепочек.
Как найти альтернативные пути доставки грузов, выйти из кризиса с минимальными потерями, не допустить дефицита товаров на рынке эксперты обсудили 8 сентября на форуме «Отключение России от международной логистики. Стратегии ВЭД по выстраиванию новых мостов в условиях железного занавеса», рассказали в компании Novelco.
Генеральный директор 3PL-оператора Novelco Григорий Григорьев выделил меры, которые необходимо предпринимать в текущей ситуации. «Поставки через третьи страны или реэкспорт – это мощный инструмент для компенсации санкционных ограничений. Однако использовать его нужно обдуманно, учитывая много факторов – логистические возможности третьей страны, особенности таможенного оформления и другие», – сказал он.
Так, в марте этого года компания Novelco открыла подразделение в Турции из-за таких преимуществ как развитость логистической инфраструктуры, возможность доставки любым видом транспорта и регулярность перевозок. Груз из Турции после оформления процедуры реэкспорта может следовать в Россию воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Тщательный отбор сервиса среди прочих равных – важный момент, особенно когда уходят крупные перевозчики, обрываются привычные цепочки и возникают альтернативы. «На этом фоне появляются странные маршруты и точки перевалки со слабо развитой инфраструктурой, и клиенты, ориентируясь на стоимость, особо не обращают внимания на нюансы, а получают непредсказуемый сервис с большим количеством неизвестных», – отметил Григорий Григорьев.
Директор производственного департамента Novelco Виктория Власова привела конкретный пример: «Например, один из самых загадочных маршрутов авиадоставки – через Макао с несколькими стыковками. Мы не рекомендуем отправлять грузы через этот аэропорт, несмотря на привлекательные тарифы, поскольку это колоссальные сроки ожидания, отмены брони, несоблюдения расписания прилётов и что самое худшее – услуги неизвестных авиакомпаний с мизерным авиапарком».
Даже на традиционных маршрутах нужно рассматривать все возможные альтернативы, дополнительные станции отправления и назначения, а также консолидировать грузы и осуществлять более частые отправки.
Если раньше основным критерием оценки цепи поставок была экономическая эффективность – один поставщик, один перевозчик, – то уже в пандемию стало понятно, что это рискованная стратегия. «Поэтому нужно диверсифицировать и ранжировать поставщиков, расширить их географию, снизить зависимость от одного – ключевого. Важно освоить предварительное планирование, диверсификацию рисков по нескольким поставкам, то есть не увлекаться консолидированием больших партий, чтобы не подвергать риску складские запасы, а также создавать по основным позициям буферные складские остатки на 3-4 месяца вперед», – пояснил Григорий Григорьев.
Эксперты подробно остановились на сложностях при перевозках каждым из видов транспорта. Как рассказала Виктория Власова, сфера грузовых авиаперевозок больше всего пострадала из-за закрытия воздушного пространства для российских компаний над Европой и США и отказа принимать самолёты РФ. В результате произошло кардинальное изменение маршрутов доставки грузов в Россию. Сейчас, например, отсутствуют прямые рейсы в Москву из Гонконга, Японии, Тайваня, Индии, Южной Кореи, США и ЕС. Только стыковочные рейсы через Ташкент, Стамбул, Бангкок, ОАЭ и др. Однако можно отметить стабилизацию вылетов из материкового Китая. «Мы ожидаем, что будут увеличены провозные мощности по направлению Китай – Москва, поскольку большая часть клиентов перешла на работу с китайскими поставщиками», – добавила она.
Участники форума резюмировали, что в ближайшее время логистику ждет дальнейшее расширение географии поставщиков, маршрутов, вариантов мультимодальных перевозок, переход на взаиморасчеты в локальных валютах и еще более интенсивная цифровизация отрасли.