Россия поддерживает многолетние отношения в области закупок товаров и услуг для ООН в рамках открытых торгов на поставку жизненно важного медицинского оборудования, продуктов питания и авиатранспортных услуг для миротворческих и гуманитарных операций ООН. Закупки остаются критически важной областью, в которой ООН ведёт дела с Россией.
Однако после 14 сентября, когда структурное подразделение ООН — Международная организация гражданской авиации (ICAO) на странице аудита результатов безопасности полётов своего веб-сайта выставила России «красный флажок», ООН рекомендовала миссиям организации воздержаться от использования зарегистрированных в России самолётов и вертолётов. Об этом
В текстовом сообщении источник, пожелавший остаться неназванным, сообщил PassBlue, что служебной запиской, высокого уровня, называемой «зашифрованной телеграммой» и отправленной из штаб-квартиры ООН, всем миротворческим миссиям организации во всем мире рекомендовано воздержаться от использования российских самолётов до особого распоряжения.
Российским операторам принадлежит 41 арендованный ООН вертолёт (37 вертолётов Ми-8 и четыре Ми-26) и три самолёта Ан-74. Эти суда задействованы в поддержке десяти миротворческих и политических миссий ООН. Правила закупок ООН гласят, что для ведения бизнеса с организацией необходимо, чтобы с состоянием регистрации воздушных судов поставщика не имелось нерешённых существенных проблем в области безопасности полётов, выпущенных в бюллетенях ICAO.
Пикантность ситуации заключается в том, что ограничения против российской гражданской авиации вынудили правительство РФ обязать авиакомпании, имеющие в своём парке иностранные самолёты, перевести их в российский реестр. Это привело к тому, что несколько сотен «боингов» и «эйрбасов» летают в России фактически имея двойную регистрацию, что нарушает Чикагскую конвенцию. Но самолёты и вертолёты, арендованные ООН у России, не могут иметь проблем с регистрацией в принципе, т.к. все они находятся только в российской юрисдикции и, следовательно, не имеют каких-либо ограничений для использования в гуманитарных миссиях организации.
«Отказ от российских воздушных судов серьёзно влияют на способность поддерживать наши миротворческие и политические миссии, — заявил представитель ООН Стефан Дюжаррик. — Мы принимаем все усилия для смягчения ограничений. Нами разработан среднесрочный и долгосрочный план поддержки миссий, пострадавших от решения ICAO. Он включает в себя передислокацию объектов из других миссий, активацию резервных контрактов и новые закупки авиатранспортных услуг для замены воздушных судов из России», — пояснил он.
Финансовая нагрузка из-за отказа от российских услуг для ООН может оказаться непосильной. Заключение контрактов с нероссийскими авиационными операторами приведёт к значительному увеличению затрат, которые могут в три-четыре раза превысить стоимость текущих авиационных услуг, предупредили глава Департамента оперативной поддержки ООН Атул Кхаре и директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бисли.
В конфиденциальном меморандуме, отправленном Генеральному секретарю ООН Антонио Гутерришу 8 марта 2022 года, Атул Харе признал, что от украинской делегации в ООН поступало несколько неофициальных просьб прекратить фрахтовать самолёты у России, но тогда он ответил, что это остановит глобальные миротворческие операции ООН, добавив, что не надеется на возможность организации заменить российские воздушные суда в течение короткого периода времени. Переговоры в ООН между соответствующими сторонами зашли в тупик.
ООН в лице генсека не может просто взять и запретить своим подразделениям отказаться от российских поставщиков авиауслуг для проведения гуманитарных и миротворческих миссий. Обнародованный факт «секретной» рассылки рекомендаций из штаб-квартиры ООН в очередной раз подтверждает ангажированность организации, её следование двойным стандартам и политике США. По этой причине ООН не может называться «объединяющей» нации, этой «конторе» больше подходит название «Организация разъединённых наций».