С 1 января 2020 года аэропорт Пулково получил разрешение на выполнение полётов по седьмой степени "свободы воздуха" для иностранных авиакомпаний. Теперь аналогичное право хотят получить в Калининграде для аэропорта Храброво.
Генеральный директор авиаузла Александр Корытный считает, что с расширением транзитных перевозок из Калининграда в Западную Европу, аэропорт станет местом притяжения зарубежных лоукостеров. Сейчас Храброво имеет 5-ю степень "открытого неба", но это не позволяет реализовать амбициозные планы по превращению аэропорта в хаб. По его словам, в настоящее время отчетливо ясно, что аэропорт Калининграда не должен быть тупиковым, он должен быть хабом и аэропорт работает над получением седьмого права "свободы воздуха" при содействии губернатора Калининградской области Антона Алиханова.
В период с 2016 по 2019 год в аэропорту Храброво наблюдался устойчивый рост пассажиропотока. И хотя в этом году он снизился, как и во многих других российских аэропортах, такого снижения, которое наблюдается в большинстве других авиаузлах, не произошло.
Храброво входит в двадцатку крупнейших по пассажиропотоку аэропортов РФ. По итогам 2019 года пассажиропоток в аэропорту увеличился на 10,3% по сравнению с предыдущим годом, до 2 млн 369 тыс. человек. Он практически не пострадал от пандемии. Пассажиропоток резко упал с конца марта 2020 года (53 000) до середины апреля 2020 года (30 000), но затем сначала поэтапно, а затем последовательно начал расти с мая месяца, пока не достиг пика в 91 300 пассажиров в неделю, начиная с 24 августа 2020 года.
За октябрь 2020 года пассажиропоток вырос на 11,9% по сравнению с октябрём 2019 года, и составил 223 246 человек. В тоже время за десять месяцев 2020 года аэропорт обслужил 1 млн 793 тыс. пассажиров - на 11,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но несмотря на это, есть все предпосылки, что в 2020 году пассажиропоток аэропорта составит около 2,9 млн человек, почти, как в 2019 году.
Пассажиропоток аэропорта Храброво в 2019-2020 годах
Год/Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
2019 | 149 074 | 124 194 | 162 732 | 189 284 | 221 050 | 222 213 | 263 190 | 271 994 | 222 790 | 199 406 | 176 074 | 168 156 |
2020 | 172 858 | 154 796 | 143 782 | 22 511 | 26 397 | 84 658 | 281 099 | 382 010 | 301 702 | 223 246 |
Сейчас пассажирские перевозки в Храброво выполняют пять авиакомпаний, из которых крупнейшими являются "Аэрофлот" и его дочерняя низкобюджетная компания "Победа".
Как видно из графика, иностранных авиакомпаний в аэропорту нет. Перевозчики, предоставляющие полный комплекс услуг, используют пропускную способность аэропорта на 64%. Александр Корытный считает, что одним из из направлений развития авиаузла может стать комбинация из российских и зарубежных перевозчиков.
"Инфраструктура и технические возможности Храброво позволяют ему стать низкобюджетным аэропортом, который сможет дешево и быстро обслуживать большое количество воздушных рейсов, как на Россию, так и за границу. И мы активно работаем над дальнейшими планами развития и ведём переговоры со многими авиакомпаниями, включая три основных европейских лоукостера - это easyJet, Ryanair и быстро расширяющуюся Wizz Air. Мы видим их интерес к Храброво. Но они придут только после того, как аэропорт получит статус открытого неба с правами седьмой свободы.", — пояснил гендиректор.
Степени свободы воздушного пространства представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на её территории. Так, например, первая свобода воздуха даёт право пересекать воздушное пространство иностранного государства без посадки. Седьмая - право на полёт между двумя иностранными государствами без посадки в своей стране.
Ещё в июле 2018 года руководство калининградского аэропорта озвучило намерения сделать Храброво хабом для путешествий между Западной Европой, Россией и СНГ, используя свое местоположение на Балтике. Ныне несуществующая авиакомпания "КД-Авиа" пыталась реализовать такую модель в 2005-2009 годах. В Европе её маршрутная сеть включала Лондон, Париж, Берлин, Гамбург, Ганновер, Дюссельдорф, Мюнхен, Барселону, Прагу, Рим и Милан.
Внутри России компания летала в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Уфу, Нижний Новгород, Омск, Самару, Пермь, Казань, Екатеринбург, Волгоград и Ростов-на – Дону - города, которые в основном (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) не предлагали прямых воздушных перелётов в Европу и из Европы, и в большинстве случаев не делают этого сейчас. Кроме того, в маршрутной сети были Киев и Астана, а также Афины и Тель-Авив.
По существу, "КД-Авиа" повторила для российского рынка то, что западные авиакомпании, такие как Swissair и Austrian Airlines, успешно делали в течение нескольких десятилетий в Европе. Сеть авиакомпании была адаптирована для деловых людей. Рейсы из Европы прибывали в Калининград с 18:35 до 20:00, далее в Россию отправлялись с 21:30 до 22:20. Учитывая нулевую или часовую разницу во времени между Калининградом и Западной Европой, это означало, что большинство деловых путешественников могли получить полный рабочий день. В обратном направлении российские рейсы прибывали в Калининград между 10:10 и 11:05 и отправлялись в Европу между 12:25 и 13:30.
Однако такая стратегия не принесла успеха авиакомпании, и в 2009 она объявила о своём банкротстве. Теперь стать связующим звеном между Россией и Европой планирует аэропорт Калининграда. Седьмая степень свободы позволит зарубежным авиакомпаниям существенно расширить географию полётов из Калининграда независимо от страны, где зарегистрирован авиаперевозчик: они смогут летать в любое государство Европы через самый западный город Российской Федерации.
Намерения руководства калининградского аэропорта совпадают с планами венгерского лоукостера Wizz Air, который хотел бы летать не только из Санкт-Петербурга, но и расширить присутствие на авиарынке РФ по мере его либерализации. Об этом заявил гендиректор компании Джозеф Варади.
"Если говорить о Санкт Петербурге, мы надеемся, что это только первый шаг, и по мере либерализации законодательства мы сможем присутствовать и в других регионах. Россия — это прекрасный рынок, и нам хотелось бы, чтобы она с регуляторной точки зрения открывалась, и мы готовы всячески поддерживать такие инициативы и расширять наше присутствие на рынке", — сказал Варади 12 ноября на онлайн-форуме "Крылья России".