8 июля 2025 года президент России Владимир Путин подписал указ о назначении Андрея Сергеевича Никитина министром транспорта Российской Федерации. За день до этого Государственная Дума единогласно одобрила кандидатуру Никитина — все 408 депутатов проголосовали «за». Об этом сообщает пресс-служба Госдумы РФ.
С 2011 по 2017 годы Андрей Никитин возглавлял Агентство стратегических инициатив, отвечая за внедрение современных управленческих и технологических решений в различных отраслях. В 2017 году был назначен губернатором Новгородской области, где реализовывал проекты по цифровизации управления регионом и развитию транспортной инфраструктуры. В 2022 году переизбран на второй срок.
Новое назначение стало завершением процесса смены руководства Минтранса: утром 7 июля Никитин получил статус исполняющего обязанности министра после освобождения от должности Романа Старовойта. О системной подготовке к передаче полномочий и смене управленческой парадигмы может говорить тот факт, что Никитин вошёл в структуру Минтранса в феврале 2025 года, заняв пост заместителя министра, где курировал цифровую трансформацию отрасли: от перехода на электронные транспортные документы до развития сквозных логистических платформ.
В ходе представления программы деятельности Минтранса в Государственной думе Андрей Никитин обозначил национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни» как базу для формирования новых стандартов работы ведомства. Транспорт рассматривается как интегральная часть экономики, обеспечивающая экспортный потенциал и внутреннюю мобильность. В 2025 году на первый план вышли задачи по обеспечению бесперебойной работы транспорта в условиях внешних и внутренних угроз.
Острой проблемой стали коллапсы в аэропортах, вызванные атаками беспилотников. С июля 2025 года зафиксированы массовые задержки и отмены рейсов в результате ограничений на полёты, введённых из соображений безопасности. Росавиация разработала предложения по минимизации последствий подобных инцидентов: речь идёт о чётких алгоритмах информирования пассажиров, оптимизации перевозок и межведомственном взаимодействии для оперативного реагирования. Новый министр подчеркнул необходимость выстраивания прозрачной и прогнозируемой среды для пассажиров и авиакомпаний, а также внедрения современных средств мониторинга и управления воздушным движением.
Экономические последствия затронули не только авиаотрасль, но и смежные сегменты: увеличились расходы на логистику, выросло давление на наземный транспорт и альтернативные маршруты. В условиях ограниченной пропускной способности отдельных аэропортов и дефицита резервных маршрутов повысилась роль цифровых инструментов для координации перевозок и информирования пользователей. На этом фоне Минтранс усилит работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и технических регламентов, направленных на повышение устойчивости транспортной системы.
В Госдуме Андрей Никитин отметил цифровизацию транспортной отрасли как одно из стратегических направлений. Продолжится переход на электронные документы, а также работа по автоматизации контроля грузоперевозок, внедрению цифровых платформ для оптимизации логистики и повышения прозрачности операций. Министр пообещал много внимания уделять защите прав пассажиров при задержках и отменах рейсов. В числе приоритетных мер — обеспечение питанием, размещение в гостиницах при длительных задержках рейсов, поддержка льготных категорий граждан, а также создание единой цифровой платформы для отслеживания статусов рейсов и получения информации о компенсациях.
Назначение Андрея Никитина министром транспорта РФ отражает стремление к системной модернизации отрасли. Его опыт в цифровой трансформации и управлении крупными инфраструктурными проектами создал предпосылки для реализации комплексных реформ, их эффективность позволит обеспечит стабильную работу отрасли и экономический рост страны. Поддержка со стороны Госдумы и президента обеспечит ему необходимый ресурс для проведения изменений.