Пентагон опубликовал кадры якобы столкновения Су-27 с разведывательно-ударным БПЛА MQ-9 Reaper, которое произошло во время перехвата беспилотника 14 марта
В заявлении Европейского командования США по данному инциденту было сказано, что около 7:03 по среднеевропейскому времени один из двух взлетевших на перехват разведывательного БПЛА MQ-9 Reaper самолётов Су-27 ударил по винту беспилотника, в результате чего MQ-9 упал в международных водах Чёрного моря. В Рамштайне эти манёвры расценили как экологически небезопасные и непрофессиональные.
Однако столкновения на представленном видео не наблюдается, есть только попытки обработки топливом американского БПЛА. Полчаса наши лётчики пытались его «закруглить», но оператор «Рипера» этого как будто не видит и продолжает полёт как ни в чём не бывало, только направляя видеокамеру на российский истребитель.
Видимо в заботе об экологии Чёрного моря, пилот Су-27 прекратил полив американца керосином и в итоге, очень вероятно, «сдул» MQ-9 потоком выхлопных газов. Или, как предположил бывший военный лётчик-истребитель, экс-пилот пилотажной группы «Стрижи» Дмитрий Копосов, спутным следом – завихрениями масс воздуха, сходящими с законцовок крыла.
У такого самолёта, как у Су-27, интенсивность турбулентного следа зависит от маневрирования. «Например, если самолёт массой 30 тонн будет маневрировать с перегрузкой 5-6 единиц, то у него интенсивность спутного следа будет такая же, как у самолёта массой (30 умножить на 5) – 150 тонн», –
По мнению Дмитрия Копосова, в таком спутном следе беспилотному летательному аппарату, да ещё с прямым крылом размахом в 20 метров, может грозить разрушение.
Но этого Пентагон не показывает. Также мы не видим контакта и разлетающихся обломков композитного винта, а отсюда говорить о контакте нельзя, хотя на последних трёх секундах видно изменение формы лопастей. Данный факт в СМИ преподносится как доказательство контакта.
Композитные изделия гораздо более жёсткие по сравнению с изделиями из титана или алюминия и гнуться они не могут. В данном конкретном случае от удара по нижней части Су-27 лопасти MQ-9 должны были сразу разрушиться. Кто летал на «мавиках» и попадал в критические ситуации, знает это очень хорошо – не зря в комплекте к дронам всегда идут запасные лопасти. Изменение формы законцовки одной из лопастей MQ-9 очень похоже на искажения от стробоскопического эффекта, какой всегда бывает на видео с вращающимися винтами:
Или вот стоп-кадры видео полёта турбовинтового самолёта Ил-114-300:
Если посмотреть на MQ-9 Reaper сзади, то, учитывая габариты оперения и диаметр винта, возникает вопрос: а как так возможно, что тяжёлый истребитель умудрился задеть лопасти винта не соприкоснувшись при этом с оперением? Пентагон также умалчивает об этом, предлагая нам вместо картинки контакта цветную пиксельную анимацию, чтобы зритель сам додумал и представил себе, что произошло в этот момент.

А ничего не произошло. На последних трёх секундах видео, после пиксельной анимации, MQ-9 продолжает нормальный полёт, но так не бывает у летательного аппарата с повреждённым винтом, и по предоставленному военным ведомством США видео однозначно ничего сказать нельзя. Но не это главное. Главное, что супостат исчез в водах Чёрного моря, а российские лётчики действовали высокопрофессионально, аккуратно и с большой выдержкой, если полчаса давали понять оператору БПЛА, что нужно разворачиваться.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»