В Жуковском завершился XIV Международный авиационно-космический салон МАКС-2019. Главными его достопримечательностями стали новый российский среднемагистральный лайнер МС-21 и истребитель пятого поколения Су-57, экспортная версия которого была представлена на статической экспозиции.
Деловая программа авиасалона была рассчитана на три первых дня его работы. Подведём её предварительные итоги.
В дни работы выставки было проведено около 90 конференций, семинаров, круглых столов, стратегических сессий, участниками которых стали свыше 2000 специалистов. Ряд научных мероприятий, организованных институтами ЦАГИ, ВИАМ и ГосНИИАС проведён в рамках МАКС-2019 на внешних площадках. В третий раз прошёл Евразийский аэрокосмический конгресс, организованный Евразийским партнёрством аэрокосмических кластеров и Правительством Самарской области. Мероприятие собрало свыше 700 делегатов.
В лётной программе приняли участие 81 летательный аппарат, включая 39 самолётов в составе восьми пилотажных групп. На статической стоянке МАКС-2019 было представлено 133 летательных аппарата. С учётом того, что часть самолётов и вертолётов демонстрировалась и на статической стоянке, и в лётном показе, общее количество представленных летательных аппаратов достигло 202.
27 августа, вторник
МАКС-2019 открыл президент Российской Федерации Владимир Путин. Он обратился с приветствием к организаторам, участникам и гостям Салона, осмотрел экспозиции ведущих компаний, понаблюдал за демонстрационными полётами. В рамках мероприятия В. Путин провёл переговоры с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
По окончании церемонии открытия состоялся обход экспозиции. Главы государств осмотрели новейшие образцы гражданской и военной авиационной техники, уделив особое внимание истребителю пятого поколения Су-57 и истребителю поколения 4++ Су-35. «Поговорили о сотрудничестве по Су-35 и о возможной работе даже по новому самолёту Су-57, - заявил В. Путин на пресс-конференции по итогам переговоров. - У нас возможностей много, мы продемонстрировали новые системы оружия и новые системы радиоэлектронной борьбы. Многое, на мой взгляд, заинтересовало наших турецких партнёров, и не только с точки зрения приобретения, но и с точки зрения совместного производства», - добавил он. Также обсуждались вопросы сотрудничества в военно-технической и гражданской сферах.
Холдинг «Вертолеты России», «Промсвязьбанк» и авиационная компания «Конверс Авиа» в присутствии заместителя председателя Правительства Российской Федерации Юрия Борисова подписали соглашение о сотрудничестве в области поставок новой вертолётной техники российского производства. Стороны в партнёрстве рассчитывают разработать и реализовать программы, связанные с передачей новых отечественных вертолётов в операционную аренду. Планируется совместными усилиями создать набор типовых документов по аренде и поставке вертолётов, ведению послепродажного обслуживания, подготовке лётно-технического персонала, организации технического контроля приёмки вертолётов от эксплуатанта при их возврате из аренды.
Во вторник состоялось подписание стратегического соглашения между АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и компанией Boeing о дальнейшем сотрудничестве. Стороны достигли предварительных договорённостей о продлении контракта по поддержанию эксплуатации функционально-грузового блока «Заря» Международной космической станции. В соответствии с условиями соглашения, в период с 2021 по 2024 год ГКНПЦ им. М.В. Хруничева будет поставлять заменяемое на орбите оборудование для обеспечения эксплуатации блока «Заря». Также Центр Хруничева будет выполнять работы по модернизации конструкции модуля в целях расширения его технических возможностей.
Сотрудничество корпорации Роскосмос с Научно-образовательным центром Самарской области стало предметом соглашения, подписанного во вторник. Документ предполагает, что вузы региона будут привлекать в качестве лекторов ведущих специалистов корпорации. В Самаре пройдут совместные с Роскосмосом научные конференции.
В рамках деловой программы состоялось совместное заседание комиссии по развитию аэронавигационной системы Союза машиностроителей России и Комитета по научно-технологическому развитию и прикладной науке Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». В числе озвученных вопросов – развитие аэронавигационной системы, роль прикладной науки в решении научно-технических задач. Ещё одно мероприятие прошло в новом для МАКС формате: состоялся «Диалог с конструктором», участие в котором приняли генеральный конструктор АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» Гиви Джанджгава, и заместитель председателя Комиссии по развитию аэронавигационной системы, заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО «АЗИМУТ» Виктор Соломенцев.
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова стал площадкой для проведения III Российско-китайского форума по разработке технологий авиационных двигателей. Мероприятие было посвящено вопросам конструкционной прочности и надёжности двигателей. С российской стороны участие в форуме приняли специалисты института и ряда других ведущих предприятий, с китайской – делегация Академии авиационных двигателей Китая и организаций HAPRI, SERI и GTE, входящих в состав Двигателестроительной корпорации Китая.
Два мероприятия состоялось по теме применения беспилотных летательных аппаратов. В частности, проблему использования беспилотников при поиске и спасании людей в лесу обсудили участники круглого стола, организованного благотворительным фондом «Система» и ООО «Аэромакс». Центр «АЭРОНЕТ» провёл семинар по технологиям и системообразующим проектам дорожной карты «Аэронет».
Согласно анкетам участников, деловой потенциал переговоров, равный сумме стоимостей обсуждаемых сделок и соглашений о сотрудничестве, составил в первый день 680 млн рублей.
28 августа, среда
Подписаны первые сделки с авиационной техникой. Соглашения о намерениях на поставку среднемагистральных самолётов МС-21-300 были подписаны с авиакомпанией «Якутия» на пять лайнеров и казахской Bek Air на 10 единиц. Сроки начала поставки и другие существенные условия не раскрываются. В настоящее время портфель твёрдых контрактов на МС-21 составляет 175 машин, соглашения о намерениях и меморандумы о взаимопонимании распространяются ещё на 160 самолётов.
Компания «Гражданские самолеты Сухого» подписала соглашение о лизинге десяти самолетов Superjet 100 со сроками поставки в 2020-2021 годах с авиакомпанией «Якутия». «Мягкий» контракт на три самолета подписан с узбекской авиакомпанией Qanot Sharq. Авиакомпания «Азимут» собирается пополнить свой парк еще двумя самолетами Superjet 100, договор об их операционной аренде подписан с Государственной транспортной лизинговой компанией, срок аренды составит 12 лет.
Новый турбовинтовой пассажирский самолет Ил-114-300, предназначенный для местных авиалиний, вызвал интерес сразу нескольких региональных авиакомпаний. Компания «Ил» подписала соглашения о намерениях на 16 самолетов.
Холдинг «Вертолеты России», компания «Газпромбанк Лизинг» и «Норильск Авиа» подписали договор о поставке 10 вертолётов Ми-8АМТ. Поставки состоятся в 2020-2024 годах. Вертолёты будут эксплуатироваться в сложных климатических условиях Крайнего Севера, выполняя пассажирские перевозки, санитарные миссии, обслуживая интересы компании «Норильский никель».
Конструкторское бюро «ВР-Технологии», входящее в холдинг «Вертолеты России», сделало важный шаг в продвижении лёгкого многоцелевого вертолёта VRT500 на рынке Юго-Восточной Азии. В ходе МАКС-2019 разработчик заключил дилерское соглашение с малазийской компанией Ludev Aviation, которая выразила намерение приобрести пять вертолётов. Как ожидается, первые поставки состоятся в 2023 году.
«Новикомбанк» подписал с корпорацией «Иркут» соглашение, которое предполагает организацию финансирования сертификации и разворачивания серийного производства самолёта МС-21-300 на сумму 10 млрд рублей.
Другое соглашение, также на сумму в 10 млрд рублей, «Новикомбанк» заключил с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина. Средства предназначены для реализации перспективных проектов компании, в том числе финансирования производства гражданских самолётов Ил-96-400М и Ил-114-300.
«Новикомбанк» предоставит финансирование проектов входящих в холдинг «Вертолеты России» компаний «Роствертол» и ААК «Прогресс им. Н.И. Сазыкина». Средства в размере около 10 млрд рублей для каждого из предприятий будут направлены на обеспечение развёртывания перспективной вертолётной техники. Новацией является схема финансирования проекта по созданию производства вертолёта Ка-62 в г. Арсеньев Приморского края, предполагающая предоставление льготного займа Фонда развития промышленности.
Не менее насыщенной была программа работы специалистов предприятий, входящих в холдинг «Вертолеты России». Помимо соглашений с «Новикомбанком», документы подписаны с компаниями «ЮТэйр-Инжиниринг» и «КрасАэроСкан». Первое соглашение предусматривает взаимодействие при разработке модификаций вертолётов семейства Ми-8/17 и поддержании лётной годности, благодаря чему «ЮТэйр-Инжиниринг» сможет самостоятельно выполнять весь комплекс работ по модернизации вертолётов Ми-8Т/П/ПС, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-171А2 и Ми-172.
Компания «КрасАэроСкан» выступит партнёром КБ «ВР-Технологии» в разработке и серийном производстве беспилотной авиационной системы VRT30. В соответствии с соглашением конвертоплан VRT30 будет модернизирован для его эффективной работы в климатических условиях Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Партнёры организуют серийное производство VRT30, а также его гарантийное и техническое обслуживание.
«Объединенная авиастроительная корпорация», компания Boeing и Фонд «Сколково» в среду заключили соглашение о сотрудничестве в сферах исследования авиационного обучения и человеческого фактора, эффективного использования больших массивов данных, а также машинного обучения и искусственного интеллекта. Изучение человеческого фактора будет направлено на объективный анализ и улучшение процессов оповещения и реагирования лётных экипажей при возникновении нештатных ситуаций. Необходимость такого сотрудничества связана с потребностью в эффективном обучении растущего штата авиационного персонала.
Также «Объединенная авиастроительная корпорация» подписала соглашение о сотрудничестве с компанией «Цифра». Компании совместно разработают стратегию цифровой трансформации ОАК и осуществят мероприятия, нацеленные на оптимизацию производственных процессов за счёт использования «сквозных» цифровых технологий, в том числе технологий промышленного интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта.
Российские авиакомпании «Ютэйр» и «Якутия» подписали с компанией Boeing соглашения, предусматривающие подготовку их лётных экипажей в Авиационном учебном и научно-исследовательском центре Boeing, расположенном на территории Инновационного центра «Сколково».
Совместные инициативы и проекты в области ремонта, модернизации и послепродажного обслуживания систем, узлов и агрегатов для отечественной авиационной техники реализуют холдинг «Технодинамика» с 558 авиационным ремонтным и Оршанским авиаремонтным заводами. Соответствующее соглашение также подписано 28 августа.
Деловой потенциал переговоров, рассчитанный на основе анализа анкет участников, превысил 1,2 млрд рублей, что почти вдвое выше показателя первого дня работы МАКС.
29 августа, четверг
Холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания «Полярные авиалинии» заключили контракт на поставку семи модернизированных вертолётов «Ансат». Вертолёты будут адаптированы для эксплуатации в условиях Крайнего Севера: будет обеспечено их безангарное хранение, машины оснастят противооблединительной системой. В результате модернизации увеличится дальность полёта, появится возможность выполнять полёты по приборам. Поставки начнутся с 2021 года.
Государственная транспортная лизинговая компания подписала соглашение с компанией «Скай Лайт», входящей в группу компаний Aim of Emperor, о реализации проекта аэротакси. Стороны рассматривают возможность заключения договора лизинга на самолёты HondaJet Elite
Контракты на ремонт управляемых ракет для зенитных ракетных систем С-300, а также на послегарантийное сервисное обслуживание зенитных ракетных комплексов «Тор-М2К», подписали Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и Министерство обороны Республики Беларусь.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) провела презентацию обзора рынка гражданских воздушных судов на период 2019-2038 годы. По мнению экспертов ОАК на ближайшие 20 лет авиакомпаниям во всем мире понадобится 44 тыс. 310 новых самолётов на сумму $6,35 трлн в каталожных ценах 2019 года.
Российский сегмент рынка оценивается в 2,9% в стоимостном и 3,3% в количественном выражении от мирового рынка в целом. В том числе ожидается поставка 632 узкофюзеляжных самолётов вместимостью 166-200 кресел, 209 бортов вместимостью более 200 кресел и 196 – до 165 кресел. Широкофюзеляжные самолёты востребованы меньше – 63 лайнера с умеренной вместимостью 200-300 мест и 78 машин, рассчитанных более чем на 300 мест. Каталожная стоимость этих самолётов оценивается в $182 млрд.
Состоялось заседание Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности Союза машиностроителей России. Специалисты обсудили вопросы создания и сертификации бортового радиоэлектронного оборудования для самолётов SSJ-NEW, МС-21, Ил-114.
Активно работали на площадке МАКС-2019 учёные Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. На протяжении трёх дней работы салона шли постоянные переговоры руководства института с делегацией Китайской академии аэрокосмической аэродинамики. Основной темой обсуждения стало сотрудничество в области экспериментальных исследований.
В конгресс-центре авиасалона была организована панельная дискуссия "Перспективы развития мировой авиации в области сверхзвуковых режимов полетов. Создание и развитие научного центра мирового уровня «Сверхзвук». Ключевой темой обсуждения стала программа организации научного центра и её реализация в 2020-2026 годах. Также рассматривались направления исследований по производству высокотехнологичного конкурентоспособного продукта в условиях политики импортозамещения.
Мероприятие завершилось подписанием соглашения о консорциуме участников проекта по созданию и развитию НЦМУ «Сверхзвук». Согласие принять участие в работе центра уже дали российские институты «ЦИАМ имени П.И. Баранова», Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, «ЛИИ имени М.М. Громова», «ГосНИИАС» и другие. Планируется привлечь к работе консорциума крупнейшие зарубежные научные центры, такие как DLR, ONERA и другие.
Деловой потенциал переговоров, рассчитанный на основе анализа анкет участников, составил 820 млн рублей.
Стоимость подписанных в дни работы салона контрактов и соглашений превысила 250 млрд рублей, деловой потенциал мероприятия оценивается в 400 млрд рублей. Выставку посетило 578 тыс. 810 участников и гостей.
31 августа на МАКС-2019 пришло 203 тыс. 825 гостей.
Подписаны контракты и соглашения о намерениях на 15 самолётов МС-21, 15 региональных SSJ100, 16 турбовинтовых Ил-114-300, 10 самолётов Л-610, 10 вертолётов Ми-8АМТ, 7 вертолётов "Ансат".
XV Международный авиационно-космический салон будет проведён в июле 2021 года в подмосковном городе Жуковский. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1606-р от 19 июля 2019 года МАКС-2021 включён в перечень международных выставок продукции военного назначения, проводимых на территории Российской Федерации в 2021 году.
Подготовлено по материалам Aviasalon.com и пресс-релизов компаний.
Использованы фото ОАК, корпорации "Иркут", Саида Аминова, Андрея Величко.