Аварийный полёт Ил-76 и подвиг подполковника Андрея Зеленко

Фото: лицензия Creative Commons

На фото слева-направо экипаж самолёта Ил-76МД RA-87673: старший воздушный радист Сергей Кочетов, борттехник Павел Стацюк, бортинженер Олег Медведев, штурман Виктор Перепелицын, второй пилот Сергей Люлин, КВС Андрей Зеленко.

21 июня 2000 года экипаж самолёта Ил-76 RA-87673, возглавляемый заместителем командира авиационной эскадрильи, подполковником Андреем Зеленко, выполнял военно-пассажирский рейс по перевозке призывников из Махачкалы в Новосибирск. В самолёте находилось 232 человека: 210 призывников, 11 сопровождающих и 11 членов экипажа, включая подменный.

После дозаправки в Астрахани (Приволжский) и спустя примерно 23 минуты после взлёта на высоте около 1500 метров старший бортовой инженер обнаружил отказ насосов подкачки и перекачки топлива, оно подавалось только из правой консоли. Экипаж принял меры, обеспечивающие нормальную выработку топлива и продолжил полёт в Новосибирск.

Через небольшой промежуток времени на высоте более 5000 метров в самолёте произошёл отказ гидросистем, и командир принял решение лететь до ближайшего запасного аэродрома в Энгельс. Но буквально сразу начались отказы электрооборудования, систем управления механизацией, руля высоты, стабилизатора, появилась тряска самолёта. Борттехник Павел Стацюк доложил: «Командир, на левом крыле хорошо горит!»… Командир принял решение о возврате на аэродром вылета, который к этому времени находился на удалении 162 км. В этих условиях Андрей Зеленко сумел развернуть самолёт и по кратчайшему пути с обратным курсом посадки вёл почти неуправляемую машину.

О том, что с самолётом творится что-то неладное, догадались и призывники, у некоторых не выдерживали нервы. Чтобы предотвратить панику, Андрей Зеленко отправил второй экипаж во главе с его командиром майором Рафисом Камаловым в пассажирский салон. В их задачу входила быстрая эвакуация людей после приземления, т.к. на выход людей из горящего самолёта нужно затратить не более двух минут, поэтому ещё в воздухе начали открывать аварийные люки, началась паника.

Шасси выпустили аварийно, проконтролировав их выход по механическим указателям и визуально. Из-за несинхронного выпуска закрылков посадку выполняли с убранной механизацией крыла. После касания ВПП был включён реверс всех четырёх двигателей. Тормозные щитки и спойлеры вышли на половину, использовав всю длину полосы, но продолжая движение, самолёт на большой скорости выкатился за её пределы. Предвидя это, Андрей Зеленко ещё в воздухе дал команду двум штурманам покинуть нижнюю кабину, чем спас им жизнь. На скорости 150 км/час на грунте подломилась передняя опора шасси, и самолёт упал на нос. Пропахав около 450 метров земли, Ил-76 остановился.

Эвакуация заняла примерно 3 минуты, все 232 находившихся на борту человека покинули самолёт, все остались живы. До прибытия спасательных служб, экипаж пытался потушить свой борт самостоятельно, но огня было слишком много, поэтому пилоты приняли решение уходить. Командир экипажа Андрей Зеленко, убедившись, что внутри никого нет, покинул самолёт последним. Четыре минуты спустя Ил-76 взорвался.

Позже Андрей Зеленко рассказал, о чём думал в этот момент: «Что же я натворил? И что мне теперь за это будет? А служить-то хочется. И летать ещё не надоело. Ладно, живы все - и то нормально…»

По заключению комиссии, причиной авиационного происшествия стал конструктивно-производственный недостаток, выразившийся в касании электропроводов жгута СК-11 о трубопровод гидросистемы. В электросистеме самолёта произошло короткое замыкание, вызвавшее череду различных отказов важнейших систем Ил-76, воспламенение топлива и пожар в районе между вторым и третьим монорельсами закрылков левой консоли крыла.

В официальном документе комиссии по расследованию чрезвычайного происшествия сказано следующее: «Благодаря лётному мастерству подполковника А.Ж. Зеленко аварийная посадка была выполнена безукоризненно, с приземлением на скорости 370 километров в час на ВПП ограниченных размеров с максимально допустимым посадочным весом, открытием створок реверса внешних двигателей в воздухе, применением полного реверса четырёх двигателей на земле и торможением колёс. Предвидя неизбежное выкатывание самолёта за пределы ВПП, подполковник Зеленко заблаговременно дал команду на выход в безопасную зону из нижней передней кабины двум штурманам, чем спас им жизнь. Эвакуация была произведена чётко и организованно, в противоположную от пожара сторону. Командир экипажа покинул самолёт последним, убедившись в отсутствии людей на борту».

Продолжительность аварийного полёта составила примерно 34 минуты, их которых 16 минут Андрей Зеленко пилотировал горящую и практически неуправляемую машину. Комиссия установила, что самолёт сгорел из-за неприспособленности средств пожаротушения и неподготовленности пожарной команды аэродрома Приволжский для тушения пожаров на воздушных судах с полётной массой более 50 тонн.

Андрею Жанновичу Зеленко было присвоено звание Героя Российской Федерации. Золотую Звезду ему вручал в Кремле лично президент страны. Орденами Мужества были награждены капитан Сергей Люлин, майор Виктор Перепелицын, майор Олег Медведев, капитан Павел Стацюк и старший прапорщик Сергей Кочетов.

Источники:

«Полёт, который назвали подвигом»
Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. «Авария Ил-76МД, командир корабля Зеленко»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...