В первом полугодии 2025 года пассажиропоток аэропорта Домодедово сократился почти на 10%, тогда как Шереметьево и Внуково показали рост на два процента. Это снижение отражает серьёзные структурные вызовы, с которыми столкнулся Домодедово, ухудшающие его положение в Московском авиаузле.
По данным Росавиации, совокупный пассажиропоток трёх аэропортов достиг 34,6 млн пассажиров, что на 0,5% ниже показателя аналогичного периода 2024 года. За январь-июнь 2025 года аэропорт Шереметьево обслужил 20,4 млн пассажиров, Внуково – 7,6 млн, Домодедово – 6,6 млн человек. Доля Шереметьева в общем объёме перевозок увеличилась с 57,5% до 59%, аэропорт Внуково укрепил позиции с 21,5% до 22%, в Домодедове доля рынка снизилась с 21% до 19%.
Динамика пассажиропотока Домодедово демонстрирует устойчивую негативную тенденцию. Если в 2023 году аэропорт обслужил 20 млн пассажиров, то в 2024-м этот показатель упал до 15,5 млн. Прогноз на 2025 год показывает дальнейшее сокращение до 13 млн человек. Аэропорт переживает острый финансовый кризис с совокупным долгом 70 млрд рублей и убытками 10 млрд рублей. Процентные выплаты по кредитам в 2025 году составят 8 млрд рублей. Руководство аэропорта открыто заявляет о предбанкротном состоянии предприятия.
Домодедово находится в сложной финансовой ситуации. На 2025 год долг аэропорта достигает почти 70 млрд рублей, убыток превышает 10 млрд рублей. Аэропорт вынужден бороться за выживание: новой администрации необходимо обслуживать кредиты, с выплатами процентов в объёме примерно 8 млрд рублей, есть затруднения в выплатах зарплат. Новый управляющий аэропорта Андрей Иванов в интервью РБК рассказал, что состояние близко к банкротству, однако заверил, что не допустит этого, и сейчас идёт активный поиск стратегических инвесторов.
Уменьшение пассажиропотока частично связывают с сокращением маршрутной сети базового перевозчика. Домодедово изначально ориентирован на внутренние рейсы, и сокращение числа маршрутов, а также переход некоторых авиакомпаний в другие аэропорты Москвы, влияют на объёмы перевозок. Перевод рейсов таких крупных авиакомпаний, как Azur Air, Qatar Airways и Etihad Airways из Домодедово в другие московские аэропорты создал дополнительное давление. Причиной ухода из Домодедова служат более выгодные тарифы и условия в конкурирующих аэропортах.
Своё негативное влияние на пассажиропоток и привлекательность аэропорта оказывают инфраструктурные ограничения. Длительная реконструкция второй взлётно-посадочной полосы, начавшаяся ещё в 2014 году и неоднократно продлевавшаяся, снижает пропускную способность и создаёт сложности при планировании рейсов. Из-за этого конкурентоспособность аэропорта относительно Шереметьево и Внуково падает. Кроме того, растёт количество маршрутов между российскими регионами в обход Московского авиаузла, что также приводит к снижению пассажиропотока через Домодедово.
В совокупности эти факторы: экономические трудности, сокращение базовой маршрутной сети, инфраструктурные ограничения и усиление конкуренции, обусловили падение пассажиропотока и доли аэропорта Домодедово в Московском авиаузле в 2025 году.