Аэропорт Шереметьево

В начале 50-х годов Советский Союз практически залечил раны, нанесённые Великой Отечественной войной. В 1947-м была отменена система продовольственных карточек, росло благосостояние населения, осваивались труднодоступные территории Сибири и Дальнего Востока, в стране наметилось существенное увеличение пассажиропотока, во второй половине 50-х появились новые современные самолёты - Ту-104, Ил-18, Ту-114. Существовавшие на то время аэропорты Москвы уже не справлялись с наплывом авиапассажиров, и было принято решение построить в Подмосковье ещё два крупных аэропорта, один из них - Шереметьево.

Изначально будущий аэродром строился исключительно для Военно-воздушных сил СССР, строительство началось 25 октября 1953 г., когда на станцию Лобня прибыл первый эшелон военных строителей. Военнослужащие жили в палатках, строили для себя казармы и одновременно вырубали в лесном массиве просеку под будущую аэродромную полосу и подъездные железнодорожные пути. Условия жизни были тяжёлыми, дороги отсутствовали, а работа шла и днём, и ночью.

В 1953–54 годах — были построены сборно-щитовые казармы, железнодорожная ветка, сооружен временный бетонный завод, расчищена площадь под лётное поле аэродрома, сданы в эксплуатацию двенадцать 8-квартирных домов. В 1954 году началось строительство взлётно-посадочной полосы - было подготовлено «корыто» — основание для ВПП, рулёжной дорожки и мест стоянок воздушных судов. Заложен фундамент здания командно-диспетчерского пункта.

В 57-м ВПП с магистральной и соединительными рулёжными дорожками, три перрона с местами для стоянки самолётов и здание Центрального пункта управления были сданы в эксплуатацию.

7 октября 1957 года на аэродроме Шереметьевский впервые приземлились самолёты - это были 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября.

15 июля 1959 года самолёт Ту-104 выполнил первый рейс между Ленинградом и Шереметьво. Тогда же, в июле 1959 года, на Шереметьевском произвёл посадку самолёт Ту-104, который прибыл из Лондона с Н. С. Хрущёвым на борту. Встречать первое лицо советского государства собралось 25-30 человек — члены президиума ЦК КПСС, представители Совмина СССР, Верховного Совета СССР, военачальники Минобороны, ГУ ГВФ.

Никита Сергеевич рассказал коллегам об Англии. «Там нет такого порядка, как у нас, чтобы каждому руководителю выделялся отдельный самолёт, — отметил он. — Деньги капиталисты считать умеют. Руководители летают на гражданских самолётах в салонах первого класса, и никого это не смущает и не задевает. Надо бы и нам подумать об этом. Подумать о хороших аэропортах, о хорошем уровне обслуживания. Аэродром мы передадим ГВФ. Пусть аэродром доделывают. Главком за этим должен проследить».

Уже в августе того же года вышло постановление Совета Министров СССР, которым аэродром "Шереметьевский" передавался Главному управлению гражданского воздушного флота. На базе военного аэродрома должен был развернуться новый аэропорт столицы. 11 августа лайнер Ту-104, вылетевший из Ленинграда, приземлился на Шереметьевском аэродроме, где аэропортовыми службами был впервые выполнен комплекс коммерческого и технического обслуживания.

12 августа 1959 г. газета «Советская Россия» сообщала: «В двадцати шести километрах по Ленинградскому шоссе расположен новый аэропорт столицы — Шереметьево. Вчера сюда рейсом из Ленинграда прилетел Ту-104Б. Он привез сто пассажиров. Самолёт доставил 2,5 т груза, 200 кг почты и 600 кг багажа. В 11:15 этот же самолёт, пилотируемый лётчиком 1-го класса, дважды „миллионером“ Б. П. Володькиным, отправился в обратный рейс. Распахнулись ещё одни воздушные ворота нашей столицы, вступил в строй новый аэропорт».

11 августа 1959 года считается датой рождения аэропорта Шереметьево.

Территория аэропорта была разделена на два сектора. Сектор №1 находился в северной части территории аэродрома и предназначался для обеспечения технической организации аэропорта и аэродромных служб. Южная часть аэродрома относилась к сектору № 2. Сюда были отнесены перрон с аэровокзалом, предполагавшимся для обслуживания правительственных перевозок, служебное здание, несколько других зданий и сооружений служебного назначения. Оба сектора увязывались аэродромным сектором, включавшим взлётно-посадочную полосу, магистральную и соединительные рулёжные дорожки, места стоянок самолётов и перроны.

Первоочередными задачами, требующими незамедлительного решения, стали замена радиосветотехнического оборудования, строительство на территории сектора № 1 аэровокзала, цеха бортового питания, гостиницы для пассажиров, багажного павильона, ангара линейных эксплуатационных мастерских, корпуса вспомогательных производств, здания техслужб и других сооружений, необходимых для обеспечения регулярных полётов.

1 июня 1960 г. из Шереметьево был выполнен первый международный рейс на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда в Шёнефельд (Берлин), на следующий день состоялось официальное открытие аэровокзального комплекса.

Международный (Правительственный) терминал, 1960 год
Шереметьево, Международный (Правительственный) терминал, 1960 год

Двухэтажное кирпичное строение было возведено на площади 1820 м². Нарядные мраморные лестницы, расположенные по периметру здания, как бы приподнимали его над привокзальной площадью и перроном. Необычной была крыша этого сооружения. По её периметру была размещена смотровая площадка для пассажиров и встречающих, с высоты которой открывался вид на весь аэродром. Пройти на эту смотровую площадку можно было с третьего этажа, прикрытого козырьком. Со стороны привокзальной площади на козырьке было выведено слово «Аэропорт», а со стороны перрона — «Москва». С течением времени к двум словам на парапете балкона добавились транспаранты «Международные авиалинии» на русском и английском языках, а в 1964 году, с вводом в эксплуатацию аэровокзального комплекса Шереметьево-1, эта надпись была заменена на «Внутрисоюзные авиалинии».

По итогам первого года работы из аэропорта Шереметьево было перевезено более 270 тыс. пассажиров и 15 тыс. т почты и грузов, в том числе 170 тыс. пассажиров и 11 тыс. т почты и грузов по международным авиалиниям.

3 сентября 1964 года был сдан в эксплуатацию аэровокзальный комплекс Шереметьево-1, архитектурная доминанта которого — посадочное здание — получило в народе название «рюмка» и стало «изюминкой» аэропорта на долгие годы.

Шереметьево-1 , позже - терминал B. В 2015 году здание было разобрано
"Рюмка" - посадочное здание. В 2015 году было разобрано
Буксировка Ту-144 на ВПП от терминала Шереметьево-1
Буксировка Ту-144 на ВПП от терминала Шереметьево-1

Аэровокзал из стекла и бетона протяженностью 200 м с шириной здания 40 м мог пропустить за один час 880 пассажиров. Объём аэровокзального комплекса, превышающий 100 тыс. м³, огромные по тем временам площади позволили разместить залы для оформления билетов и багажа, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, ресторан, кафе, буфеты, комнаты для иностранных авиакомпаний, помещения для различных служб, почту, телеграф, магазин «Берёзка».

Шереметьево 1 , позже - терминал B. В 2015 году здание было разобрано
Шереметьево-1 , позже - терминал B. В 2015 году здание было разобрано

28 марта 2010 года Шереметьево-1 было переименовано в "терминал B". Последний рейс в этом здании был принят в сентябре 2014 года, после чего терминал был закрыт. В конце июля 2015 года начался его снос, который завершился к концу августа. Посадочная «рюмка» также была демонтирована. К 2017 году на месте терминала В планируется возвести новый аэровокзальный комплекс с пропускной способностью 15 млн человек в год.

К началу 70-х с ростом пассажиропотоков одной ВПП аэропорту уже стало не хватать, было решено строить вторую взлётно-посадочную полосу. Её строительство началось в октябре 1972 года.

Размеры ВПП-2 — 3700×60 м с прочным бетонным покрытием толщиной 54 см, — позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. Магистральная и рулёжные дорожки шириной 22,5 метра имели радиальные соединения друг с другом и с ВПП. В 1974 году впервые на новую полосу приземлился самолёт Ил-62.

Ту-144, Ил-76, Ил-62, Ту-154 и другие на лётном поле аэропорта Шереметьево
Ту-144, Ил-76, Ил-62, Ту-154 и другие на лётном поле аэропорта Шереметьево

Тем не менее, ВПП-2 не решила проблемы пропускной способности аэродрома. Обе полосы были соединены только одной центральной рулёжной дорожкой, что крайне ограничивало применение новой полосы, создавало дополнительные проблемы в движении воздушных судов по аэродрому. Службе движения было нелегко управлять маневрированием самолётов на земле. Эти обстоятельства требовали строительства дополнительных рулёжных дорожек между полосами.

В 1975-м были завершены работы по укладке бетона на четырёх соединительных рулёжных дорожках, а в середине 1976-го была сдана в эксплуатацию магистральная рулёжная дорожка второй ВПП.

Фото: Ю. Чуприков / ТАСС Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год
Фото: Ю. Чуприков / ТАСС
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год

В 1980 году в Москве должны было пройти летние Олимпийские игры. В этой связи перед аэропортом ставилась задача увеличить объём международных воздушных перевозок как минимум в четыре раза. Ответственность за исполнение возлагалась на «Аэрофлот» — главного авиаперевозчика спортивных делегаций и на руководство аэропорта.

1 января 1980 года новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 был сдан. Знаменитый терминал включил в себя пассажирский аэровокзал с телетрапами, привокзальную площадь, гостиницу, перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий. Возведение комплекса стало вторым рождением аэропорта. Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час. 12 апреля 1980 из нового терминала был выполнен первый рейс в Гавану. Торжественное открытие состоялось 6 мая.

В декабре 2009 года аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 был переименован в "терминал F".

Фото с сайта www.svo.aero
Терминал F (Шереметьево-2) / Фото с сайта www.svo.aero

В 90-х годах новых серьёзных объектов инфраструктуры в Шереметьево не строилось. Единственным крупным проектом была реконструкция ВПП-1, завершённая в 1997 году. Новая взлётно-посадочная полоса легла на старое бетонное покрытие. Её длина составила 3550 м, ширина — 60 м. На старое искусственное покрытие площадью более 220 тыс. кв. м, имевшее толщину 20–22 см, был уложен бетон марки М-400 и М-500 толщиной 30-35 см.

Новый этап развития аэропорт Шереметьево получил в нулевых годах. 12 марта 2007 года был открыт новый Терминал С, расположенный рядом с Терминалом B (Шереметьево-1). Терминал С построен по технологии “здания без барьеров”, что создает максимально удобное расположение всех зон аэровокзального комплекса. Четырёхуровневый терминал международного класса обслуживает 5 млн пассажиров в год или 1 500 в час. Он также связан пешеходной галереей с многоярусной парковкой, которая рассчитана на 1100 машиномест.

Терминал C / Фото с сайта www.svo.aero
Терминал C / Фото с сайта www.svo.aero

Весной 2008 года после двухлетней реконструкции была вновь открыта вторая взлётно-посадочная полоса (ВПП-2), а летом введён в эксплуатацию железнодорожный терминал “Аэроэкспресс”, напрямую соединивший аэропорт с Савёловским вокзалом. Транспортная доступность аэропорта, учитывая московские пробки, стала в разы лучше - добраться до аэропорта на поезде “Аэроэкспресс” стало возможным за 30 минут.

В конце августа 2009 года маршрут был продлён до Белорусского вокзала, а с 30 мая 2010 года остановка поездов «Аэроэкспресс» на Савёловском вокзале была отменена.

15 ноября 2009 года начал обслуживать пассажиров Терминал D - в 9:15 утра первый рейс из нового терминала торжественно отправился в Сочи. Особенность этого терминала в том, что он управлялся отдельной структурой Аэрофлота — ОАО «Терминал». 2 апреля 2012 года состоялась реорганизация ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (ОАО «МАШ») путём присоединения ОАО «Терминал». Деятельность ОАО «Терминал» как самостоятельного юридического лица была прекращена, а все его права и обязанности перешли к ОАО «МАШ».

Аэрофлот пытался реализовать проект нового терминала под пилотным названием Шереметьево-3 начиная с января 2001 года. Строительство собственного терминала для Аэрофлота было одним из условий вступления авиаперевозчика в SkyTeam Alliance.

Всего через полгода - 30 апреля 2010 года — после запуска Термина D был введен в эксплуатацию Терминал Е пропускной способностью 7 млн пассажиров в год и площадью 76 тыс. м2. Этот терминал является самым современным в Шереметьево и связующим звеном между терминалами D и F, все три терминала связаны между собой галереями-переходами с выходом на станцию "Аэроэкспресса". С вводом в эксплуатацию нового терминала пропускная способность аэропорта увеличилась до 35 миллионов пассажиров в год.

Аэропорт Шереметьево, Терминал D
Аэропорт Шереметьево, Терминал D

В самом начале 2012 года начал работать Терминал А, предназначенный для обслуживания пассажиров бизнес-авиации. Этот аэровокзал включает весь необходимый комплекс услуг клиентам деловой авиации. Общая площадь терминала — 3 тыс. кв. м, пропускная способность — до 75 тыс. пассажиров в год.

Летом 2016 года власти Московской области согласовали проект развития Северного терминального комплекса (СТК) Международного аэропорта Шереметьево. К 2018 году на месте старого аэровокзала Шереметьево-1 построят новый современный Терминал B площадью 114 тыс. м2 и расчётной пропускной способностью 20 млн пассажиров в год. Здесь будет многоуровневый паркинг на 2500 машиномест, с которым терминал соединит пешеходная галерея, в перспективе к новому терминалу планируется подвести железнодорожную ветку со станцией “Аэроэкспресс”.

Терминал B станет основным аэровокзалом для пассажиров внутренних линий. Автоматизированная интегрированная система обработки багажа нового терминала позволит обрабатывать до 4 800 ед. багажа в час. Объём инвестиций в Терминал B составит 305 млн долларов.

Шереметьево, Терминал B
Шереметьево, Терминал B / Фото с сайта www.svo.aero

Архитектурное решение нового Терминала B будет реализовано в эстетике русского конструктивизма. Пассажирам будет предложено воспользоваться услугами трёх бизнес-залов общей площадью 4 000 м2 на 250-300 мест каждый и ВИП-залом с плановой площадью 1 600 м2. Для пассажиров с ограниченными возможностями будет работать зал повышенной комфортности “Меркурий”.

Макет будущего терминала B
Макет будущего терминала B. Историческая павильон-"рюмка" Шереметьево-1 будет воссоздана в современном виде / Фото с сайта www.svo.aero

Чтобы соединить Северный и Южный терминальные комплексы, увеличить транзитный пассажиропоток и создать единый высокотехнологичный аэровокзальный комплекс под «одной крышей» площадью 500 тыс. м2, под лётным полем аэропорта будут проложены пассажирский и багажный тоннели межтерминального перехода.

Межтерминальный переход соединит все пассажирские терминалы аэропорта. Впервые в мире перевозка пассажиров и багажа будет организована под действующими взлётно-посадочными полосами. Доступ в межтерминальный переход будет осуществляться через комфортабельные станционные комплексы. Объём инвестиций в межтерминальный переход составит 245 млн долларов.

Строительство межтерминального перехода
Строительство межтерминального перехода / Фото с сайта www.svo.aero

Автоматизированная система перевозки пассажиров обеспечит транспортировку не менее 11,5 млн пассажиров в год, а система перевозки багажа — 5,9 млн единиц багажа в год. Время перемещения пассажиров между СТК и ЮТК не превысит 5 минут. Диаметр каждого тоннеля составит 6,28 м, а протяженность - 2,1 км. Для пассажирских перевозок в тоннеле планируется использовать автоматическую систему скоростного транспорта компании Doppelmayr.

К середине октября 2016 года пассажирский тоннель проложен на 600 метров, он пересёк магистральную рулёжную дорожку, а багажный тоннель достиг отметки в 300 метров.

К 2018 году Шереметьево должно получить третью независимую взлётно-посадочную полосу - ВПП-3 длиной 3200 м и шириной 60 м, которая является одним из главных инфраструктурных проектов развития Северной зоны аэропорта. К западу от нынешней территории Шереметьево начато грандиозное строительство: здесь уже заложен фундамент нового комплекса сооружений аэропорта, идёт строительство ВПП-3 и рулёжной дорожки над Шереметьевским шоссе.

svo-vpp

Сейчас в Шереметьево две параллельных полосы, но из-за близкого взаиморасположения они не могут работать одновременно: по сути, они просто дублируют друг друга. Третья полоса, пусть и расположенная поодаль, позволит увеличить количество взлётно-посадочных операций в аэропорту почти вдвое.

Кроме того, аэропорт принял мастер-план перспективного развития до 2030 года, в соответствии с которым пропускная способность Шереметьево должна увеличиться до 80 млн человек в год, а доля транзитных пассажиров – вырасти до 25% от общего числа, превратив аэропорт в крупный европейский хаб.

Шереметьево всегда считался главным международным воздушным портом страны - и во времена СССР, и позднее в России. В 2005 году статус лидера был перехвачен аэропортом Домодедово, который смог предложить лучшие условия работы некоторым иностранным авиакомпаниям, заодно направив через свой терминал основной «курортный» пассажиропоток страны. На то, чтобы вернуть почётный статус лидера, северным воздушным воротам Москвы понадобилось десять лет.

По данным пресс-службы Росавиации, в 2015 году аэропорт Шереметьево обслужил 31,3 млн пассажиров, обогнав «Домодедово» на 800 тысяч пассажиров. Этому, очевидно, способствовало несколько факторов. Во-первых, остановка деятельности «Трансаэро» и снижение объёма перевозок у ряда региональных и чартерных авиакомпаний. Это перенаправило многих пассажиров на рейсы «Аэрофлота», чей дом – как раз в Шереметьево.

Во-вторых, сказалось ограничение полётов в Египет и Турцию, сворачивание региональных чартерных программ и вместе с тем рост традиционных «шереметьевских» направлений, в том числе внутренних, а также открытие новых пересадок и рейсов. Кроме того, Шереметьево стал главным хабом для транзитного потока пассажиров между Китаем и Европой. Сегодня в аэропорт летают целых пять авиакомпаний из Поднебесной, и это не считая регулярных рейсов «Аэрофлота» в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу.

Как бы то ни было, аэропорт оказался готов к увеличению объёмов перевозок. Сейчас здесь работает пять основных пассажирских терминалов. Самый крупный из них – открытый в 2009 году терминал D. Современное здание, получившее несколько архитектурных наград, приняло основной поток пассажиров авиакомпаний международных альянсов SkyTeam и Oneworld, среди которых «Аэрофлот», Delta Air Lines, Alitalia, Korean Air, Finnair, China Southern Airlines и другие. Хотя терминал иногда и критикуют за странную и нелогичную организацию перемещения внутри здания, этот новый аэровокзальный комплекс установил ещё более высокую планку в своей отрасли в России.

аэропорт Шереметьево
2008 год - пока ещё Шереметьево-2 / Фото (с) Андрей Величко, Авиация России

Открытый годом позже терминал Е сейчас уже заработал в полную силу. Этот терминал, пристроенный к находящемуся рядом терминалу F, помимо «Аэрофлота» обслуживает такие иностранные авиакомпании как KLM, LOT, Air Astana, Air Baltic, Air France, Ellinair, Hainan Airlines и другие. Ну а терминал F – «старый знакомый», построенный в далёком 1980 году к московской Олимпиаде. Многие по привычке так и продолжают называть его Шереметьево-2. Хоть он и серьёзно обновился в ходе модернизации несколько лет назад, но всё же уступил часть пассажиров своим более молодым соседям. Тем не менее, его не стоит списывать со счетов: один этот терминал обладает пропускной способностью до 6 млн пассажиров в год.

Эти три терминала (D-E-F) соединены общими переходами-галереями, которые позволяют перемещаться между зданиями, не выходя на улицу. Пешеходные галереи, оборудованные траволаторами, постоянно принимают различные художественные вернисажи и фотовыставки. Ну а тех, кто очень торопится на пересадку, за небольшую плату может подвезти вместе с багажом специальный электрический шаттл: на нём все три терминала можно проехать за считанные минуты.

Фото с сайта www.svo.aero
Перрон Терминала D / Фото с сайта www.svo.aero

Также к этому комплексу зданий примыкает и терминал «Аэроэкспресса», и четырёхзвездочная гостиница Radisson Blu, предлагающая панорамные виды на территорию аэропорта. Впрочем, посмотреть на лётное поле с высоты пятого этажа может каждый: музей Шереметьево, расположенный в терминале F, открыт ежедневно (кроме выходных) для всех желающих.

Если объехать территорию аэропорта вокруг, можно оказаться в пассажирском терминале С, который в основном обслуживает чартерных пассажиров авиакомпании «Северный ветер». Сегодня он работает вполсилы: из-за расположения терминала пассажирам сложнее сюда добраться.

Исторически так сложилось, что терминалы Шереметьево-1 и Шереметьево-2 развивались независимо друг от друга по разные стороны лётного поля. Переход «Аэрофлота» и компаний альянса SkyTeam в новый терминал D значительно сконцентрировал нагрузку в этой зоне, но резерв расширения тут уже почти исчерпан. Другая сторона аэропорта - Северный терминальный комплекс, в ответ на это начала активно перерождаться и развиваться.

В аэропорту Шереметьево
Самолёты Аэрофлота на перроне "родного" Терминала D / Фото (с) Андрей Величко, Авиация России

Несколько лет назад аэропорт столкнулся с неожиданной проблемой: из-за внезапно начавшегося ремонта моста на Ленинградском шоссе москвичи оказались фактически отрезаны от Шереметьево. Были приняты срочные меры на самом высоком уровне, сегодня Шереметьево – лидер среди московских аэропортов с точки зрения транспортной доступности.

Попасть в Шереметьево можно множеством способов. Самый надёжный и быстрый способ – это поезд «Аэроэкспресс». Но если вы прилетаете среди ночи, придётся воспользоваться другим транспортом: ночью у экспрессов перерыв.

Для тех, кто едет на машине или такси, есть выбор между Ленинградским шоссе (с которого к разным сторонам аэропорта можно съехать по Международному или Шереметьевскому шоссе), новой скоростной платной трассой М11 и Дмитровским шоссе. Приезжая в аэропорт по Дмитровке, теперь не приходится ждать на железнодорожном переезде – построена новая эстакада. Для автомобилистов – настоящее раздолье: вокруг аэропорта расположено огромное количество конкурирующих автомобильных парковок, наперебой предлагающих привлекательные тарифы и трансферы от машины прямо к входу. Большинству из них можно доверять, особенно тем, которые отмечены на официальном сайте аэропорта – svo.aero.

Есть и экономный вариант: доехать до аэропорта можно на обычном городском автобусе от станций метро Планерная или Речной вокзал всего за 50 рублей. А ночью в аэропорт можно приехать на весьма романтичном ночном маршруте Н1, который каждые 30 минут начинает свой путь с юго-запада столицы. Проходя вдоль спящих проспектов и набережных, мимо Кремля и центральных площадей города, в конце маршрута он заезжает во все терминалы Шереметьево.

С недавнего времени в аэропорт можно прилететь и на вертолёте. С развитием частной и деловой авиации появился спрос даже на такую экзотическую услугу. Рядом с терминалом А открылась специальная вертолётная площадка. Причём, чтобы попасть в аэропорт столь необычным способом, не обязательно быть пассажиром бизнес-джета: от вертолёта вас могут доставить в любой терминал прямо по территории аэродрома.

Очередь на взлёт / Фото с сайта www.svo.aero
Очередь на взлёт / Фото с сайта www.svo.aero

Быстрое и качественное обслуживание пассажиров всегда было приоритетом в Шереметьево. К сожалению, аэропорт часто не может повлиять на работу отдельных служб (таких, как пограничная или таможенная), но старается максимально качественно делать то, что находится в зоне ответственности его сотрудников. Стоит лишь представить: в сутки выполняется более 740 взлётов и посадок, то есть, в среднем, раз в 2 минуты, а самый последний чемодан должен быть выдан пассажиру не позже чем через 20-25 минут после остановки самолёта у терминала. Обеспечить такую работу может лишь идеально отлаженный механизм.

Шереметьево в цифрах:

  • Первый в России по пассажиропотоку: 31,3 млн в 2015 году
  • Две параллельных ВПП, третья – в стадии строительства
  • Пять действующих пассажирских терминалов
  • Более 90% рейсов – регулярные — 56% рейсов – международные и 44% – внутренние
  • В 2015 году в аэропорт пришли 9 новых авиакомпаний
  • Всего в аэропорту работают 44 авиакомпании
  • В среднем выполняется 746 взлётно-посадочных операций в сутки
  • 380 000 м2 – общая площадь пассажирских терминалов

Шереметьево на сайте Авиация России

По материалам:

  • Журнал Buisness Traveller
  • Официальный сайт аэропорта Шереметьево
  • Википедия

Фото в заголовке статьи (с) Кирилла Семёхина, https://img-fotki.yandex.ru/get/6810/305181474.7/0_1b8654_f2f4f0bf_orig

Андрей Величко,
июль-октябрь 2016 г.