БЛА Ту-143 — история одного «Рейса»

Сегодня абсолютными лидерами в области производства беспилотной авиации (в том числе и ударного типа) считаются США и Израиль, хотя ещё в 80-е годы прошлого столетия наша страна была одним из основных фаворитов в этой сфере.

Почти полвека назад ОКБ им. А. Н. Туполева создало такие известные теперь аппараты, как Ту‑143 «Рейс» и Ту‑141 «Стриж».

Туполевское конструкторское бюро приступило к созданию комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения в середине 1960-х годов. Возглавили работы главный конструктор Алексей Туполев и руководитель проектов беспилотных комплексов Валентин Близнюк, позже его место занял Леонид Куликов.

В техническом задании на комплексы нового поколения в дополнение к малозаметности, мобильности, автономности и другим тактико-техническим требованиям были добавлены пункты, выполнение которых заставило разработчиков пересмотреть вопросы проектирования, производства и испытаний беспилотной техники. Например, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) должен был быть многократного использования, выполнять полёты как на малых, так и на больших высотах, и даже над горными районами.

Особо ставился вопрос о достижении минимальных значений ЭПР для самолета-разведчика. Высокие требования предъявлялись к пилотажно-навигационному комплексу, который должен был обеспечивать достаточно точный выход самолета-разведчика в район разведки и на площадку посадки размером 500-500 м, куда производилась посадка после выполнения задания. Малое время, отводившееся по заданию, на подготовку и старт самолета-разведчика потребовал разработки нового комплекса бортовой аппаратуры на основе современной элементной базы, а также создание двигателя с высокой степенью надежности.

В кратчайшие сроки был разработан и испытан новый комплекс тактической разведки «Рейс». В декабре 1968 года состоялся первый успешный полёт беспилотного летательного аппарата Ту‑143, а серийное производство беспилотника началось ещё в ходе государственных испытаний.

Ту‑143 «Рейс» обладал весьма внушительными габаритами. Его длина составляла 8,06 м, размах крыльев — 2,24 м, масса — 1 230 кг. Этот БПЛА предназначался для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой. По окончании полёта Ту‑143 разворачивался и возвращался обратно в зону посадки.

Для обеспечения многократного применения на беспилотных комплексах туполевского ОКБ была разработана и внедрена парашютно-реактивная система спасения аппарата с посадочным устройством шасси, а также предусмотрена полная автономность посадки без применения специальных воздушных и наземных средств обеспечения.

Новый комплекс быстро освоили в войсках и высоко оценили как надёжное, высокоэффективное средство тактической разведки. Важным преимуществом Ту‑143 как носителя разведывательного оборудования было наличие НПК — навигационно-пилотажного комплекса. Он обеспечивал более точный выход на участок разведки в сравнении с пилотируемыми тактическими самолётами-разведчиками того периода (МиГ‑21Р, Як‑28Р).

Разведывательный БПЛА Ту‑143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части — фоторазведчика и телевизионного разведчика. Версия фоторазведчика несла на борту аэрофотоаппарат типа ПА‑1, обеспечивавший фотосъемку 70% территории маршрута. Интервалы съёмки устанавливались в автоматическом режиме в зависимости от высоты полёта беспилотника. Другой вариант беспилотника выполнял телевизионную разведку за счёт оборудования типа И‑429Б «Чибис». Передача телевизионного изображения на командные наземные пункты проходила по радиоканалу. Во время радиационной разведки применялась аппаратура «Сигма-Р», которая была способна передавать данные по радиоканалу и осуществлять запись на борту.

Ту‑143 был спроектирован по схеме «бесхвостка». Он представлял собой моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа самолёта устанавливался неподвижный дестабилизатор треугольной формы в плане, обеспечивавший необходимый запас устойчивости на маршевых режимах полёта. Треугольное крыло имело стреловидность по передней кромке 58° и небольшую обратную стреловидность по задней кромке.

Элероны размещались по всей кромке крыла. С их помощью выполнялось управление по крёну и тангажу. В состав вертикального оперения входил киль, небольшой форкиль и рули управления.

Схема БЛА Ту-143 "Рейс"
Схема БЛА Ту-143 "Рейс"

«Если сверхзвуковых дальних беспилотных разведчиков Ту‑123 «Ястреб» было создано лишь около 50 штук, то комплекс Ту‑143 «Рейс» стал массовым — до окончания серийного производства в 1989 году было выпущено около 1 000 единиц, — рассказывает главный конструктор самолёта Ту‑334 и беспилотных комплексов ОКБ им. А. Н. Туполева Игорь Калыгин. — Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации. Комплекс «Рейс» также состоял на вооружении Румынии и Сирии».

Предприятие и сегодня продолжает работу по созданию беспилотной авиации. Комплекс Ту‑300 «Коршун», созданный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1995 году, остаётся самым мощным российским ударным беспилотником.

БЛА Ту-300 "Коршун"
БЛА Ту-300 "Коршун"

«Одна из задач на этом аппарате — летать полностью в автономном режиме без какой-либо радиосвязи, — говорит Игорь Калыгин. — Если связи нет, и машина молчит, то ее обнаружить достаточно сложно, тем более что эффективная площадь рассеяния у машины достаточно низкая. Связь, которая есть на борту, — это нераскрываемая связь. Когда он летит в автономном режиме, сбить его достаточно сложно».

«Коршун» уже в середине 1990-х годов мог летать на сотни километров на скоростях крылатой ракеты, набирать сотни и тысячи метров высоты, а также спускаться к самой поверхности, чтобы выполнять главную задачу — наносить удары, правда, по неподвижным целям. Лишь через несколько лет после него в небо поднялся американский конкурент Ту‑300 — разведывательный и ударный БПЛА MQ‑1 Predator.

Сегодня Ту‑300 может служить прототипом для дальнейших разработок. Речь идет не просто о глубокой модернизации Ту‑300, а о создании фактически нового беспилотного комплекса примерно с теми же летно-техническими характеристиками и в тех же габаритах, что и Ту‑300, но на самой современной базе бортового оборудования и с новой целевой нагрузкой.

Ту-143 «Рейс»
Тактический полностью спасаемый дозвуковой высокоскоростной беспилотный самолёт-разведчик. Дальнейшим развитием Ту-143 стал Ту-273 «Рейс-Д» — разведывательный беспилотный авиационный комплекс тактического назначения с увеличенной дальностью полёта.

Тактико-технические характеристики БПЛА «Рейс»

  • Диапазон высот полёта от 5 до 8 000 м
  • Скорость полёта от 500 до 920 км/час
  • Дальность полёта 250 км
  • Стартовый вес 1 215 кг
  • Вес боевой нагрузки 100 кг
  • ЭПР 0,3 м²

Ту-300 «Коршун»
Многоцелевой беспилотный летательный аппарат. Предназначен для ведения воздушной разведки и уничтожения обнаруженных наземных целей.

Тактико-технические характеристики БПЛА «Коршун»

  • Диапазон высот полёта от 5 до 8 000 м
  • Скорость полёта от 500 до 900 км/час
  • Дальность полёта 800 км
  • Стартовый вес от 3 100 до 3 500 кг
  • Вес боевой нагрузки от 400 до 900 кг
  • ЭПР 0,5 м²

По материалам журнала ОАК "Горизонты" №4 2015 г.


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...