Юрий Слюсарь: нам необходимо обеспечить конкурентоспособность CR929

В интервью газете "Ведомости" президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал как идёт работа над проектом совместного российско-китайского ШФДМС CR929, когда будут подписаны первые контракты на самолёт и за счёт чего планируется обеспечить конкурентоспособность лайнера.

– Юрий Борисович, сколько уже вложено в совместный с китайской СОМАС проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929? Когда потребуются масштабные инвестиции и каков источник средств? Ведь общая стоимость проекта оценивается в $20 млрд.

– $20 млрд – это верхний предел, который называли наши китайские коллеги. Мы оцениваем сумму инвестиций несколько скромнее. Но всё равно создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта – это наиболее капиталоёмкая история в авиастроении. Гражданские проекты вообще капиталоёмкие, и чем больше самолёт, тем больше инвестиций он требует.

Необходимость в серьёзных вложениях возникнет, когда мы перейдём на этап рабочего проектирования, предположительно в конце 2019 г. Стоимость проекта измеряется миллиардами долларов, и пока на этапе эскизного проектирования мы потратили совершенно незначительную на этом фоне сумму.

Сейчас над проектом работают несколько сотен конструкторов и менеджеров, но в основном в режиме part-time. Дальше их количество будет расти. Знаковым в этом отношении будет создание российско-китайского инженерного центра, который мы планируем разместить в офисе в Жуковском. Ядром центра станут 200 российских и китайских инженеров, которые будут задействованы только в проекте CR929, хотя в проектировании будут участвовать по принципу распределённого КБ все конструкторские бюро, входящие в ОАК.

Нам приятно, что этому проекту такое внимание уделяют возможные партнёры. Завершился этап запроса информации от потенциальных поставщиков, идёт этап запроса технико-коммерческих предложений. И все более или менее крупные и конкурентоспособные разработчики заинтересовались – в каждом классе, по каждой системе мы имеем по несколько интересантов.

– От кого поступили предложения по двигателям для CR929?

– В мае СП ОАК и COMAC – компания CRAIC получила ответ на запрос информации от потенциальных поставщиков двигателей. В их числе крупнейшие производители, работающие в этом классе, – Rolls-Royce, GE, Объединённая двигателестроительная корпорация совместно с AECC, от ряда других потенциальных поставщиков. Сейчас материалы анализирует совместная команда специалистов.

Читайте также: Die Welt: Россия и Китай потеснят Запад на рынке гражданской авиации
Читайте также: Die Welt: Россия и Китай потеснят Запад на рынке гражданской авиации

– Китайские авиакомпании будут брать этот самолёт, ведь китайский партнёр нужен для доступа на китайский рынок?

– Самолёт создается в тесном взаимодействии с авиакомпаниями. Мы встречались с крупнейшими китайскими перевозчиками – Air China, China Eastern, China Southern – с годовым объёмом перевозок свыше 100 млн пассажиров каждая. Авиакомпании выразили свою заинтересованность в CR929, которую они готовы подтвердить конкретными заказами. Потребность китайского рынка широкофюзеляжных самолётов в ближайшие 20 лет оценивается примерно в 1200 машин. Российский рынок меньше в разы – от 50 до 120 дальнемагистральных лайнеров за тот же период.

Наша задача сейчас – обеспечить конкурентоспособность CR929. За счёт меньшего взлётного веса надо получить экономию по топливу, обеспечить преимущество по комфорту салона, по современности систем. Чтобы эксплуатация на всей длине жизненного цикла приносила ощутимую пользу по сравнению с одноклассниками-конкурентами. Сделать это непросто, но тем не менее мы с китайскими партнёрами позитивно смотрим в будущее.

– Когда ожидаете подписать твёрдые контракты с китайскими авиакомпаниями?

– На следующем этапе работы над программой – этапе технического проектирования.

* * *

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR929 разрабатывается совместным российско-китайским предприятием CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation). В конструкции планера будет использовано до 50% полимерно-композиционных материалов.

Базовая версия лайнера будет обозначаться как CR 929–600, младшая версия – CR 929–500, а старшая версия – CR 929–700.

  • CR929-500 > 230 кресел > 14 000 км
  • CR929-600 > 280 кресел > 12 000 км
  • CR929-700 > 320 кресел > 10 000 км

Сборка первого прототипа начнётся в 2021 году, первый полёт опытного самолёта запланирован на 2023 год, а первые поставки в авиакомпании ожидаются в 2025 году.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Загрузка...