Су-34

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов 4++, хотя и не обладает сверхманёвренностью, присущей российским истребителям этого поколения.

Работы по созданию истребителя-бомбардировщика четвёртого поколения Су-27ИБ (это было промежуточное обозначение будущего Су-34), возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством которого было проведено проектирование самолёта.

Создание нового радиоэлектронного оборудования, которое должно было составить основу системы управления вооружением, было поручено НПО "Ленинец" (г. Санкт-Петербург), которое в 80-х годах возглавлял Генеральный конструктор Г. Н. Громов.

Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика проектировало несколько предприятий - МКБ "Вымпел", генеральный конструктор Г. А Соколовский, ОКБ "Звезда", главный конструктор Г. И. Хохлов и МКБ "Радуга", генеральный конструктор И. С Селезнев.

Самолёт легко отличить от других машин семейства Су-27 по наличию переднего горизонтального оперения, несколько сплюснутой форме носового обтекателя, за что получил ласковое прозвище "Утёнок", и по значительно выступающей балке радиолокатора в задней полусфере.

* * *

В середине 80-х годов руководству вооружённых сил страны стало понятно, что на смену модернизированному, но устаревающему фронтовому бомбардировщику Су-24М нужен новый современный высокоманёвренный (не путать со сверхманёвренностью! - прим. Авиация России) многофункциональный самолёт. Одним из аспектов, послужившим толчком к разработке Су-34, стало успешное и эффективное применение штурмовиков Су-25 Грач в Афганистане и А-10 в Кувейте во время операции «Буря в Пустыне».

Работы по созданию ударного самолёта на базе Су-27 велись в СССР и ранее, в 1977-81 годах прорабатывалась тема самолёта Су-27Ш, но после сентября 1981 года этот проект нигде не упоминается.

Работы по ударному варианту Су-27 были возобновлены в начале 1983 года, после письма, которое 11 января Главком ВВС П.С. Кутахов направил в адрес МАП, МРП и МОП. Ссылаясь на указания министра обороны Д.Ф. Устинова, он писал:

«В соответствии с 5-летним планом предусмотрено проведение работ по модификации самолёта Су-27 с целью создания на его базе двухместного истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ и самолёта-разведчика Су-27Р. В настоящее время работы по созданию указанных самолётов и их бортовых комплексов ведутся промышленностью узким фронтом, разрывно, без межведомственной увязки и должной координации. Между тем, в США ведутся интенсивные работы по модернизации поступающих в войска в массовом количестве истребителей F-15.

...прошу Вас дать указания максимально активизировать работы по двухместному истребителю-бомбардировщику Су-27ИБ, и предъявить в I кв. 1983 г. на рассмотрение ВВС технические предложения по ним.»

15 января из МАП в ОКБ Сухого пришло соответствующее распоряжение по этому поводу. Так в 1983 году в перечне работ ОКБ появился новый пункт под названием Су-27ИБ, который «сменил» тематику Су-27Ш. В соответствии с указаниями МАП, к марту 1983-го в ОКБ подготовили «Техпредложение по Су-27ИБ».

Новый самолёт предлагалось создать на базе спарки Су-27УБ с минимальными доработками последней. По замыслу конструкторов, Су-27ИБ отличался от базового варианта прежде всего компоновкой кабины, в которой, в отличие от серийного Су-27УБ, пилоты сидели не друг за другом, а рядом. Такая компоновка прорабатывалась в ОКБ ранее в незавершённом постройкой палубном УТС Т-10КМ-2. Также менялась штатная система управления вооружением на новую, основой которой являлся прицельный комплекс «Шквал» с оптическим телевизионным каналом, а в состав вооружения входили ПТУР «Вихрь».

В 1983 году полного понимания того, что должен представлять собой ударный самолёт на базе Су-27, не было даже у заказчика - минобороны и руководства ВВС. В результате, этап взаимной увязки требований к самолёту затянулся до 1986 года.

Компоновка СКЭМП - Supersonic Cruise and Maneuver Prototype
Компоновка СКЭМП - Supersonic Cruise and Maneuver Prototype

В 1983-84 годах в ОКБ Сухого продолжались активные проектные работы по ударным вариантам Су-27. Так был предложен «футуристический» проект глубокой модернизации Су-27: бомбардировщик 10Е (Су-34), выполненный по компоновке СКЭМП - Supersonic Cruise and Maneuver Prototype (крыло типа F-16XL), а немного позднее - проект разведчика 10Р, но эти предложения не заинтересовали ни министерство обороны, ни МАП.

15 ноября 1984-го вышло совместное Решение МАП-МРП-ВВС «О порядке проведения работ по самолётам Су-27ИБ, Су-27УБ и Су-27», в котором было указано, что в связи с прекращением серийного производства истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 и МиГ-27М, необходимо интенсифицировать работы по самолёту Су-27ИБ. Конечный срок предъявления самолёта на совместные государственные испытания устанавливался на 1987 год. В связи с этим, с начала 1985 года, в ОКБ Сухого начался новый этап по тематике ударного самолёта.

В июне 1985-го в ОКБ было подготовлено «Дополнение к техпредложениям по истребителю-бомбардировщику Су-27ИБ на базе Су-27УБ», а к началу 1986 года началась подготовка к запуску машины в рабочее проектирование. В это же время Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем подготовил заключение по прицельному комплексу «Шквал», где отмечалось, что применение в качестве основного целевого канала оптико-телевизионной системы снижало возможности круглосуточного применения самолёта и предлагалось вернуться к установке на борту РЛС. На основании этого заключения по инициативе Генерального конструктора началась проработка принципиально нового варианта компоновки с РЛС на борту.

Большие поперечные габариты РЛС, размещаемой в носовой части фюзеляжа, предопределили решение разместить членов экипажа рядом, как это реализовано на Су-24, и использовать наработки по проекту Т-10КМ-2. Однако Генеральный конструктор пошел гораздо дальше: он предложил для улучшения условий обитаемости и повышения комфорта существенно увеличить размеры кабины. Для этого кресла членов экипажа разнесли в стороны так, что лётчик мог пройти между ними и встать в закресельном пространстве в полный рост. Ширина прохода между креслами составила 300 мм, а высота кабины у задней стенки - 2000 мм. Фонарь при этом выполнялся не открывающимся, со сбросом створок в аварийной ситуации, а вход в кабину осуществлялся через эксплуатационный люк в нижней её части.

В июне 1986 года были выпущены чертёжи общего вида и компоновочная схема. Новый самолёт получил заводское обозначение 10В, которое официально стали использовать с 16 июля 1986 года. Тогда же по указанию Генерального конструктора в отделе проектов выпустили полный комплект директивной документации по геометрии. Таким образом, летом 1986-го в отделах ОКБ им. Сухого началась проработка технических решений по новому варианту самолёта.

19 июня 1986 года вышло Постановление правительства, а 15 октября 1986 года - соответствующий приказ МАП, в соответствии с которым ОКБ Сухого официально получило задание на разработку Су-27ИБ.

Была поставлена задача создать самолёт, предназначенный для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе, малоразмерных и подвижных, в любых погодных и климатических условиях, в любое время суток, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в том числе с использованием ядерного оружия.

В связи с увеличившейся массой самолёта и более жесткими условиями базирования, которые предусматривали эксплуатацию на грунтовых аэродромах, пришлось существенно усиливать опоры шасси. На передней устанавливалась спарка колес 680x260 мм, а на основных опорах - тележки, с продольным расположением двух колес размером 950x400 мм.

Некоторые элементы Су-34 выполнили с учётом технологии снижения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Например, основной радиопрозрачный обтекатель радара имел острые боковые кромки, плавно переходящие в наплыв ПГО, за счёт чего уменьшалась степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Интегральная компоновка планера сочеталась с радикально изменённой сплюснутой формой носовой части. Это, а также радиопоглощающие покрытия и материалы, сделали Су-34 значительно менее заметным на экранах радаров, по сравнению с Су-24, F-111 и F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолёта.

Самолёт оснащён инерциальной навигационной системой, средствами радио- и спутниковой навигации. В кабине установлены многофункциональные цветные индикаторы, а также индикаторы на лобовом стекле (ИЛС). Нашлемное прицельное оборудование позволяет осуществлять целеуказание при помощи "взгляда", что значительно снижает время реакции оружия.

Планер Су-34 выполнен по схеме "интегральный продольный триплан" и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Интегрально сопряжённое с фюзеляжем трапециевидное крыло имеет стреловидность по передней кромке 42о. ПГО и стабилизаторы выполнены цельноповоротными. Стабилизатор имеет возможность как синфазного, так и дифференциального отклонения.

Для управления самолётом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолёта в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедрённая на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землей при полёте на предельно малых высотах. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Катапультные кресла К-36ДМ с улучшенной эргономикой обеспечивают аварийное покидание самолёта на околонулевых скоростях и высотах.

В отличие от своего прототипа, Су-34 имеет меньшую скорость - 1900 км/час против 2420 у Су-27 и он менее манёвренный, в тоже время у него намного больше взлётная масса - до 45 тонн в перегрузке. Размещение экипажа "плечом к плечу" улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между лётчиком и штурманом. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу в передней стойке шасси по специальному откидному трапу.

Кабина Су-34 оборудована всем необходимым для выполнения продолжительных полётных заданий, - она отапливается и имеет кондиционер. На борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, как отмечалось выше, в кабине достаточно места, чтобы встать и распрямиться в полный рост.

Для защиты членов экипажа кабина выполнена по типу бронекапсулы из титановой брони. Также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины на обстрел показали её полную надежность. Масса брони самолёта составляет 1480 кг.

При нормальном взлётном весе в 39 тонн дальность полёта достигает 4000 км, а с дополнительными топливными баками - 7000 км.

Топливная система самолёта состоит из четырёх баков общей ёмкостью 12 100 кг, расположенных в фюзеляже, центроплане и в консолях крыла, насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Самолёт оснащён системой дозаправки с выпускаемой штангой-топливоприёмником в передней части фюзеляжа перед кабиной, а также двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от самолётов-заправщиков Ил-78, Ил-78М, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ.

Силовая установка самолета представлена двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф-М1, которые развивают тягу до 13 300 кгс каждый. Ожидается, что в модернизированном варианте на самолёт будут устанавливаться более совершенные двигатели АЛ-41Ф, которые позволят выполнять продолжительный полёт на сверхзвуковой скорости без применения форсажа.

Самолёт оснащён комплексом БРЭО Ш-141, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон» и ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолёта при решении боевых задач.

Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования и одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем.

Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса, вводя при необходимости новые информационные системы. Установленная на борту самолёта многорежимная БРЛС Б004 с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременно сопровождение до 10 целей и обстрел до 4-х. Дальность обнаружения крупных воздушных целей 200-250 км, истребителей — 90 км, в режиме «воздух-поверхность»: железнодорожный мост - 160 км, группа танков - 70 км, эсминец - 150 км.

Радар имеет функцию поддержки полёта на сверхмалых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности.

Возможности по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счёт использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещённой с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно, в зависимости от погодных условий и времени суток.

В тоже время, в условиях сложной горно-лесистой местности Су-34 сталкивается с большими сложностями для поиска и наведения на цель вооружения. Так, например, при нанесении удара по одному из лагерей боевиков "Иммарата Кавказ" в гористой местности в Ингушетии, радар не смог найти цель, а тепловизионный и телевизионный каналы оказались с ограниченным полем зрения - основа прицельного комплекса - высокотехнологичный радар Ш-141 оказался в таких условиях бесполезен. Экипаж не смог найти на картинке, забитой отражением различных объектов на земле, нужной цели, и фронтовой бомбардировщик был вынужден снизиться для поиска и уничтожения объекта до высоты досягаемости ПЗРК. Благо, средств поражения у боевиков не было.

Интересной и оригинальной особенностью Су-34 является его радиолокационная станция задней полусферы.

АФАР РЛС заднего обзора расположена в контейнере между двигателями и позволяет обнаруживать атаку на Су-34 ракетами в хвост. Именно так был атакован турецким F-16 в Сирии наш Су-24М в октябре 2015 года.

Особенность РЛС заднего обзора заключается в возможности наведения на атакующий истребитель специальных ракет РВВ-АЕ "воздух-воздух" и их запуск в заднюю полусферу с самого Су-34 без маневрирования и разворота в сторону атакующего истребителя.

Пуск ракет в заднюю полусферу - довольно уникальная технология, которой не обладают ни самые распространённые американские истребители F-15 и F-16, ни F-22 Raptor, из-за чего среди профессионального сообщества идут дискуссии о реальности и работоспособности таких технологий на Су-34. На сайте ОКБ Сухого в списке ТТХ усеченной экспортной версии самолёта с обозначением Су-32 радар заднего обзора не указывается, но в 2009 и 2012 годах размещались пресс-релизы с сообщением о наличии на Су-34 РЛС заднего обзора.

Схема размещения вооружения на точках подвески Су-34
Схема размещения вооружения на точках подвески

Для увеличения боевой нагрузки и снижения сопротивления на Су-34 реализована возможность размещения неуправляемых средств поражения (бомб, КМГУ) на фюзеляжных узлах подвески в две параллельные «строчки» по три точки в каждой, в итоге, общее число точек подвески на самолёте выросло до 18 (12 штатных + 3х2 дополнительных). Специально для этого были «спрямлены» оси воздухозаборников. Сами воздухозаборники, исходя из условий работы на меньшем расчетном значение числа Маха и для снижения массы, сделаны нерегулируемыми.

Вооружение самолёта состоит из встроенной 30 мм пушки ГШ-301 с боекомплектом в 180 снарядов и управляемых, корректируемых и неуправляемых ракет и бомб широкой номенклатуры, которые размещаются на 12 точках подвески. Управляемое ракетное вооружение класса «воздух-воздух» включает до 6 ракет средней и увеличенной дальности типа Р-27 различных модификаций с тепловой (Р-27Т, Р-27ЭТ) и полуактивной радиолокационной (Р-27Р, Р-27ЭР) головками самонаведения, до 8 ракет средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) с комбинированной системой наведения и до 6 самонаводящихся ракет ближнего боя типа Р-73.

Управляемое и корректируемое вооружение класса «воздух-поверхность» включает тактические ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций с лазерной, телевизионной и тепловизионной системами наведения, корректируемые ракеты С-25Л, ракеты средней дальности Х-31П(А) с пассивной (активной) радиолокационной головкой самонаведения и телевизионно-командные ракеты Х-59М, корректируемые бомбы калибра типа КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерной, телевизионной и телевизионно-командной системами наведения. Число ракет Х-59М и бомб КАБ-1500 на самолёте может достигать трех, число других ракет «воздух-поверхность» и 500-килограммовых корректируемых бомб - шести.

Также, в состав вооружения могут включаться: авиабомбы калибра от 100 до 500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ), блоки неуправляемых авиационных ракет С-8, С-13 - Б-8М, УБ-13, НАР С-25 - в одноразовых пусковых устройствах О-25. Максимальная масса боевой нагрузки Су-34 - 8000 кг (по неофициальным данным - до 12500 кг).

* * *

Первый полёт опытного экземпляра Су-27ИБ "42" синий (Т-10В-1) состоялся на аэродроме ЛИИ им. Громова 13 апреля 1990 года, поднимал самолёт один из лучших пилотов фирмы Сухого, Герой России, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Иванов.

Летом 1990 г. опытный Су-27ИБ был перебазирован на аэродром испытательного Центра авиации ВМФ СССР, расположенный в посёлке Новофёдоровка рядом с крымскими Саками. Находившийся в это время на отдыхе в Крыму Президент Советского Союза Горбачёв знакомился с новой техникой, принимавшей участие в учениях Черноморского Флота, в том числе и с тяжёлым авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки. Руководство ОКБ им. Сухого решило вместе с палубными самолётами продемонстрировать Президенту и новейший фронтовой истребитель-бомбардировщик.

Имитация посадки Су-27ИБ на палубу авианесущего крейсера
Имитация посадки Су-27ИБ на палубу авианесущего крейсера "Тбилиси", 1990 год. Фото (с) А. Кримец, ИТАР-ТАСС

Лётчики-испытатели Центра мастерски выполняли на Су-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера. Находившийся в это время на корабле корреспондент агентства ИТАР-ТАСС А. Кремко сфотографировал подлетающий с выпущенными шасси самолёт, после чего снимок был распространен по многочисленным каналам агентства с подписью "Посадка на палубу ТАКР "Тбилиси", хотя на фото видно, что у Су-34 нет посадочного гака, и он в общем-то и не предназначен для посадки на авианосец. Так появился первый официальный снимок Су-27ИБ.

18 декабря 1993 года состоялся первый полёт предсерийного варианта Су-27ИБ, получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолёт, но уже в серийной конфигурации, машина имела заводской шифр Т-10В-2. Через год, 28 декабря 1994 года, в Новосибирске, с аэродрома авиационного завода, поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).

Далее в судьбе этого самолёта наступил восьмилетний перерыв, обусловленный экономическими неурядицами и практически полным развалом армии и авиации, когда не было выпущено ни одной машины.

В 2004 году самолёт был передан заводом на совместные государственные испытания, после окончания которых, в 2005 году НАПО им. Чкалова приступило к постройке первой серийной партии. 15 февраля 2006 г. военно-воздушным силам страны были переданы два первых серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолёта с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года.

Как отмечали СМИ в 2008 году, в серийном производстве Су-34 важно не столько количество, сколько налаживание производства самолётов по заданной цене. В связи с чем стояла необходимость произвести техническое перевооружение Новосибирского авиазавода, чтобы добиться снижения себестоимости и трудоёмкости сборочного процесса.

В годовом отчёте завода за 2008 год указано, что в течение года велись работы по ремонту и реконструкции производственных объектов, внедрялось высокопроизводительное оборудование и новые технологические процессы. В 2008—2009 годах было закуплено 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 2 млрд рублей, что позволило снизить стоимость сборки одного самолёта.

В настоящее время стоимость производства Су-34 составляет 1 - 1,5 млрд. рублей. Более точных данных в открытых источниках нет.

20 марта 2014 года после устранения недостатков, выявленных во время испытаний, Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.

* * *

Первое боевое применение Су-34 состоялось в ходе пятидневной войны в 2008 году. Самолёт применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления радиоэлектронных систем грузинской армии Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло зенитно-ракетным комплексам Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным комплексам «Бук» и С-125 Су-34 нанесли ракетные удары. В результате чего уничтожили ключевую грузинскую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори, полностью «ослепив» всю систему противовоздушной обороны страны.

В военной операции в Сирии по уничтожению террористической организации ДАИШ участвовали 14 истребителей-бомбардировщиков Су-34 - к 6 самолётам, находившимся на авиабазе в Хмеймим с 30 сентября 2015 года, 17 ноября присоединились ещё 8 машин.

Су-34 - технические характеристики

  • Модификация -  Су-34
  • Размах крыла, м -  14,70
  • Длина самолета, м -  22,00
  • Высота самолета, м -  5,93
  • Взлетная масса, кг
    • снаряжённого - 22 500
    • нормальная взлётная - 39 000
    • максимальная взлетная - 45 000
    • топливо - 12 100
    • максимальная нагрузка со 100 % топлива - 10 400
    • нормальная нагрузка со 100 % топлива - 4 400
    • максимально допустимая нагрузка - 12 500
  • Тип двигателя -  2 ТРДФ АЛ-31Ф-М1)
  • Тяга макс. бесфорсажная, кгс -  2 х 8 250
  • Тяга на форсаже, кгс - 2 х 13 300
  • Максимальная скорость, км/ч
    • на высоте 11000 м -  1 900 (М=1,6)
    • на уровне моря -  1 400
  • Практическая дальность, км -  4 500
  • Боевой радиус действия, км -  600 - 1 130
  • Практический потолок, м -  17 000
  • Макс. эксплуатационная перегрузка -  7
  • Экипаж 2 человека
  • Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
  • Боевая нагрузка - 8 000 кг (нормальная - 4 000 кг) на 12 узлах подвески:
    • 8 УР класса воздух-воздух Р-73;
    • 6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э;
    • 8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
    • 6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
    • 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А;
    • 1 многоцелевая УР Альфа;
    • 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
    • 3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
    • 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
    • 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.

h6745ui8

15 марта 2016 года по приказу Верховного главнокомандующего Президента РФ Владимира Путина основная военная группировка ВКС России начала возвращаться из Сирии в Россию. В числе первых, авиабазу Хмеймим покинула тройка Су-34 в сопровождении лидировщика военно-транспортного самолёта Ту-154.


Источники:
www.airwar.ru
www.paralay.com
www.lenta.ru - архив 2006 года
www.napo.ru
www.aerospaceprojectsreview.com
www.tvzvezda.ru
www.wikipedia.org

Андрей Величко
декабрь 2015 - март 2016

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (8 оценок, среднее: 4,63 из 5)
Загрузка...