МС-21 — "магистральный самолёт 21 века" - перспективный пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров. В качестве головного исполнителя разработку самолётов МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест) ведёт ПАО «Корпорация «Иркут» в сотрудничестве с конструкторским бюро А. Яковлева. Проект самолёта МС-21 создавался на основе Як-242, который был разработан ещё в 1993 году и, в свою очередь, является модернизированным Як-42. В 2002 году стартовала история непосредственно МС-21.
МС-21 - новая российская разработка, этот самолёт создается на замену советским лайнерам Ту-154 и Ту-204 и зарубежным Boeing-737, А-320 и другим. К декабрю 2015 года амбициозный проект российского авиапрома перешёл в завершающую стадию - в трансзвуковой аэродинамической трубе ФГУП ЦАГИ им. Жуковского испытана модель самолета МС-21-200, и началась подготовка пилотов управлению этим лайнером.
Испытания в трансзвуковой трубе подтвердили высокое аэродинамическое совершенство самолёта, а демонстрация на аэрокосмическом салоне «Paris Air Show 2015» нового пилотажного тренажёра для подготовки лётных экипажей семейства МС-21 должна заинтересовать зарубежные авиакомпании уже сейчас начать обучение своих пилотов пилотированию самолёта.

Корпорация "Иркут" проектирует две основных модификации, которые будут различаться количеством посадочных мест, размерами и силовыми установками. Предполагается, что по выбору заказчика самолёт будет комплектоваться одним из двигателей: PW1400G-JM (США) или ПД-14. Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла. Осенью 2015 года Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) приступила к лётным испытаниям новейшего и полностью отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14. ПД-14 является сегодня одним из ключевых проектов российского авиастроения. Это двигатель нового поколения, основанный полностью на российских технологиях. Выполнено несколько испытательных полётов на летающей лаборатории в ЛИИ им. Громова Ил-76ЛЛ. На МС-21 двигатели ПД-14 будут серийно ставиться с 2018 года.
Технические характеристики
МС-21-300 | МС-21-200 | |
Длина, м | 42,3 | 36,8 |
Размах крыла, м | 35,9 | 35,9 |
Ширина салона, м | 3,81 | 3,81 |
Двигатели | ПД14 / PW1400G-JM | ПД14 / PW1400G-JM |
Макс. взлетная масса, кг | 79 250 | 72 390 |
Макс. посадочная масса, кг | 69 100 | 61 650 |
Макс. коммерческая нагрузка, кг | 22 600 | 17 560 |
Макс. заправка топливом, кг | 20 400 | 20 400 |
Скорость, км/ч | 850 | 850 |
Дальность полета при 2-кл. компоновке, км | 5900 | 6000 |
Пассажиров (1-классная компоновка) | 181 | 153 |
Пассажиров (2-классная компоновка) | 163 | 135 |
Пассажиров (компоновка повыш. плотности) | 211 | 176 |
В производстве самолёта используются все передовые мировые наработки в области самолёто- и двигателестроения, современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции и композиционные материалы. Так обшивка крыльев, кроме передней кромки и пилонов двигателей, стабилизаторов и киля изготавливается из углепластика, всего доля композиционных материалов составляет около 40%.
Специально для МС-21 разработана и испытана передовая конструкция крыла, дающая значительные преимущества в аэродинамике, применены инновационные решения в двигателе, значительно сократившие потребление топлива, вредные выбросы и шум. Установлены самолетные системы последнего поколения, обеспечивающие дополнительную функциональность, повышающие надежность и снижающие вес. Использована боковая ручка управления (джойстик) с обратной связью, объединяющая в себе преимущества традиционного штурвала и функциональность боковой ручки. Бортовая система технического обслуживания охватывает 100% систем самолета, что повышает его надежность и сокращает время простоев.
Семейство самолётов МС-21 отличается от своих ближайших зарубежных собратьев самым широким фюзеляжем в классе среднемагистральных самолетов и улучшенным микроклиматом в салоне, что даёт возможность предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолетов последнего поколения.
В рамках программы "Самолёт 2020" Объединённая авиастроительная корпорация рассматривает возможность разработки перспективных модификаций лайнера МС-21 на период до 2035 года. В-первую очередь, возможна модернизация МС-21 по части оптимизации удельного расхода топлива и улучшения аэродинамики лайнера.
Предварительно проработаны варианты нового узкофюзеляжного «однопроходного» самолёта МС-21-400, который потребует двигатели с тягой до 18 т. Также возможно создание самолетов семейства - МС-21-500, МС-21-600 с двигателями тягой 20-25 т. и МС-21-700 с двигателями тягой 30 т.
Рассматривается и вариант "универсального" самолета МС-21Х, который может позиционироваться на максимальную дальность полёта 9 000-10 000 километров. В таком варианте самолёт получается больше континентальным, но даже с учетом встречного ветра возможна его эксплуатация на океанских трассах.
Стоимостная оценка проекта МС-21Х примерно в два раза дешевле создания двух самолетов: широкофюзеляжного дальнемагистрального и нового узкофюзеляжного МС-21-400. МС-21-400 выйдет за показатель взлетной массы 105 т., взлетная масса самолета МС-21Х будет в районе 155 т.
Invalid Displayed Gallery
К декабрю 2015 года у корпорации "Иркут" имелось контрактов на 285 самолётов. Из них 175 — это твердые контракты, по которым заказчики уже внесли аванс, еще 110 — это так называемые мягкие контракты и соглашения о намерениях. Стартовым заказчиком самолета выступил «Аэрофлот» (50 самолетов).
В 2016 году планируется приступить к сертификации и лётным испытаниям нового лайнера.