Як-130 — умный самолёт для подготовки лётчиков современной боевой авиации

25 апреля 1996 года на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова состоялся первый полёт самолёта-демонстратора Як-130Д. 30 апреля 2004 года на аэродроме нижегородского авиационного завода «Сокол» состоялся первый полёт серийного самолёта Як-130.

В 2015 году корпорация «Иркут» завершила выполнение двух крупных контрактов на поставку Як-130 в рамках Государственного оборонного заказа. Кроме того, значительное количество этих современных самолётов поставлены в Бангладеш и Белоруссию. 22 июня 2015 года был подписан твёрдый контракт на поставку этих машин в Мьянму, три самолёта по этому контракту до конца 2016 года будут переданы заказчику. Всего в течение 2015 года Иркутский авиационный завод — филиал корпорации «Иркут» — передал заказчикам около 40 Як-130. Такой годовой объём производства наглядно демонстрирует востребованность этого учебно-боевого самолёта как в России, так и за рубежом.

«Профессионализм нашего коллектива и обновлённая в последние годы производственная база позволяют нам наращивать выпуск самолётов военного назначения одновременно с постройкой первых пассажирских самолётов МС-21», — подчеркнул президент корпорации «Иркут», генеральный директор — генеральный конструктор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко.

Первый серийный Як-130 нижегородской сборки
Первый серийный Як-130 нижегородской сборки

Своевременный проект

Двухместный учебно-боевой самолёт Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку лётчиков современных и перспективных боевых самолётов, в том числе сверхманёвренных истребителей четвёртого и пятого поколений. Сегодня он приходит на замену старым L-39 Albatros чешской компании Aero Vodochody, используемым в российских учебных подразделениях ВВС для основной и повышенной подготовки лётчиков.

Разработка Як-130 стартовала в ОКБ им. А.С. Яковлева в начале 1990-х годов. В 1993 году был уже сформирован инновационный облик самолёта, одобренный Министерством обороны России. Проект предпочли конкуренту МиГ-АТ и рекомендовали к полномасштабной разработке на конкурсной основе.

Для создания новых самолётов требовались большие средства, которых на тот момент не имели ни разработчики, ни военные заказчики. Из-за недостаточного государственного финансирования российские разработчики ОКБ им. А.С. Яковлева объединили усилия с итальянской фирмой Aermacchi. Сотрудничество «яковлевцев» с итальянцами по программе продолжалось с 1993 по 1999 год. В дальнейшем обе фирмы пошли каждая своим путём. Но ещё 25 апреля 1996 года на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова состоялся первый полёт самолёта-демонстратора Як-130Д, который поднял летчик Андрей Синицын.

Шестью годами позже, в апреле 2002 года, самолёт Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны РФ.

Первый Як-130 в серийной конфигурации поднял в небо старший лётчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой России Роман Таскаев. Это произошло 30 апреля 2004 года на аэродроме нижегородского авиационного завода «Сокол», где изготавливались первые серийные самолёты.

Директор Дирекции программ военной авиации ОАО «ОАК», Герой Российской Федерации, генерал армии Владимир Михайлов, бывший в 2002–2007 годах главнокомандующим Военно-воздушными силами России, рассказывал о своём первом полёте на Як-130: «Я прилетел на завод "Сокол" в феврале 2005 года на рабочее совещание по государственным испытаниям Як-130. Когда нам показали самолёт, я решил слетать на нём. Переоделся в лётную форму, сел в кабину вместе с лётчиком-испытателем. Взлетели, выполнили пилотаж, приземлились. Вылезаю из самолёта и вижу Олега Фёдоровича Демченко. Я подхожу к нему и сразу огорошиваю: "Хреновый самолёт ты сделал!" Он сразу как-то напрягся, а я смеюсь и продолжаю: "Точно хреновый… На дурака рассчитанный. Он всё делает за тебя… О выпуске шасси и закрылок напоминает, об отклонениях информирует. Даже если попытаешься ошибку сделать, он тебе этого не позволит". Демченко оттаял и заулыбался. Такая оценка лётчиком его самолёта произвела на него впечатление».

Государственные испытания Як-130 были успешно завершены в 2009 году. 24 декабря того же года главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130». Первая партия серийных машин для российских ВВС собиралась тоже на «Соколе» в 2009–2011 годах. Но ещё в 2006 году к постройке самолётов подключился Иркутский авиационный завод, освоивший выпуск Як-130 на базе цифровых технологий и позже ставший эксклюзивным поставщиком новых машин. С 2011 года самолёты Як-130 начали поставляться корпорацией «Иркут» на экспорт.

В декабре того же года был подписан контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку большой партии самолётов Як-130. Их передача ВВС России началась в октябре 2012 года. В декабре 2013 года был заключен ещё один контракт с Минобороны России. Эти три соглашения в сумме предусматривали поставку около 80 Як-130.

16 апреля 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов и президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко подписали новый контракт на поставку учебно-тренировочных самолётов Як-130, по которому до конца 2018 года ВКС РФ получат ещё 30 самолётов Як-130.

В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет «Иркут». Совершенствование самолёта ведёт Инженерный центр им. А.С. Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации. Серийное производство сосредоточено на Иркутском авиационном заводе. Маркетинг, продажи, поставки и послепродажное обслуживание Як-130 «Иркут» ведёт во взаимодействии с ОАК, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и ОАО «Рособоронэкспорт».

Самолёт нового поколения
Як-130 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как боевой самолёт. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 и в ходе обучения, и при решении боевых задач. Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.

Як-130 стал первым в мире учебно-боевым самолётом, аэродинамическая компоновка и лётно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолётам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полёта. Самолёт имеет возможность устойчивого управляемого полёта на углах атаки до 35°, что соответствует возможностям перспективных сверхманёвренных истребителей. Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолёта скороподъёмность и взлётные характеристики.

На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс. Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трёх многофункциональных жидкокристаллических индикаторов (152 х 203 мм) в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает предоставление лётчикам всей необходимой информации.

Важной особенностью Як-130 стала перепрограммируемая система управления, которая позволяет в учебных целях изменять характеристики в зависимости от типа боевого самолёта, к полётам на котором готовятся курсанты. Хотя Як-130 рассматривается, в первую очередь, как самолёт повышенной подготовки пилотов боевой авиации, на нём можно пройти все этапы обучения, включая программы начальной и основной подготовки, а также обучение фигурам высшего пилотажа. Самолёт позволяет обучать курсантов даже выполнению штопора.

Особое внимание при создании самолёта было уделено обеспечению безопасности полётов на нём. С этой точки зрения наилучшим выбором для учебного самолёта стала двухдвигательная силовая установка. Четырехкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления надёжно парирует любые отказы, а бортовая автоматизированная система контроля своевременно выявит неисправности.

При проектировании самолёта было реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах. Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлёта и посадки. При этом используются верхние воздухозаборники, расположенные над крылом. Из-за такой схемы на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) в 2012 году произошел курьёзный случай: в один из дней Як-130 не получил разрешения на выполнение демонстрационного полёта, поскольку британский диспетчер увидел закрытые нижние воздухозаборники и посчитал, что в такой ситуации самолёт взлететь не сможет.

Летчики о Як-130
Виктор Бондарев, генерал-полковник, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ:
— В соответствии с решением Президента России, набор в лётные училища планируется увеличивать. Мальчишкам, которые выберут делом своей жизни настоящую мужскую работу — авиацию, понадобится больше этих прекрасных самолётов. С их помощью мы поднимем Военно-воздушные силы и подготовим новое поколение лётчиков, которые будут защищать небо нашей Родины.

Александр Грунь, полковник, командир Борисоглебской учебной авиационной базы:
- Учебно-боевые Як-130 Борисоглебская авиабаза получила первой в стране. До января 2013 года лётному мастерству обучали на стареньких L-39 чехословацкого производства. Эксплуатировать их в Борисоглебске начали ещё в 80-х. По сравнению с Як-130 этот самолёт выглядит устаревшим: никаких компьютеров, все приборы стрелочные, один двигатель, к тому же, сам борт менее манёвренный.

Глеб Воробьев, курсант Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков им. В.П. Чкалова:
— От L-39, в которых буквально всё приходилось настраивать вручную, Як-130 отличается во всём. Взлёт особенно произвёл впечатление. Если «элка» долго-долго разгоняется, то на Як-130 я в первый раз вообще не понял: меня вжало в кресло, и я уже в воздухе. Что делать? Быстрее убирать шасси.

Дмитрий Жданов, подполковник, заместитель командира Армавирской учебной авиационной базы по работе с личным составом:
— Як-130 — это учебно-боевой комплекс будущего. Главное, что он наш, отечественный. Для курсантов - это просто НЛО. Ведь до сих пор они проходили обучение на чешских самолётах L-39 Albatros, выпущенных ещё в 80-х. Во многих странах мира «Альбатросы» так и остаются в строю. А в России теперь новый Як-130 обеспечит высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит уже летать на авиакомплексах пятого поколения.

Перспективы — ближние и дальние

Хорошей рекламой самолёту станет новая российская группа авиационного пилотажа, которая уже выступает на Як-130. Она сформирована на базе Борисоглебского учебного авиационного центра. Как объявил в мае 2014 года главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, группа получила название «Крылья Тавриды».

«Это название связано с историей России и Крыма, — сказал Бондарев. — В ней будет изначально четыре самолёта Як-130, потом — шесть». Раскраска самолётов «Крыльев Тавриды» пока не утверждена, сейчас ее разрабатывают. Но Бондарев заверил, что она будет не хуже, чем у «Стрижей» и «Русских витязей». Впервые пилотажная группа «Крылья Тавриды» продемонстрировала свое мастерство публике 9 мая 2015 года в ходе парада в честь 70-летия Победы.

В целом потребность отечественного военного ведомства в подобных самолётах оценивается в 250 единиц. Так что закупки Як-130 Минобороны России скорее всего продолжатся.

Як-130 востребован не только в России, но и за границей. Первым крупным зарубежным эксплуатантом стали Военно-воздушные силы Алжира, получившие в 2011–2012 годах 16 самолётов. В 2015 году Як-130 уже поставлены в Бангладеш и Белоруссию. Военно-воздушные силы ряда азиатских стран также рассматривают возможность закупки этого самолёта.

«Россия получила практически идеальный самолёт своего класса, а для многих стран этот учебно-боевой самолёт очень близок к тому, чтобы обеспечить формирование своих ВВС XXI века на базе самолёта одной марки», — заявил корреспондент журнала Flight International Питер Коллинз (Peter Collins).

К мнению Коллинза прислушиваются в широких авиационных кругах, поскольку до того, как он стал журналистом одного из самых авторитетных авиационных журналов, Коллинз был военным пилотом и лётчиком-испытателем. Он специализируется на оценке самых разных самолётов во всем мире. В мае 2012 года Коллинз посетил Иркутский авиационный завод, где совершил полёт на Як-130.

«Полет на Як-130 стал для меня откровением, — заявил в своей статье британец. — Я считаю, что аэрокосмическая индустрия подходит к окончанию периода, когда самолёты делились на "западные" и "восточные". Конструкторские, технические и производственные компетенции, продемонстрированные в Иркутске, в настоящее время равны западным. Дальновидные потребители будут по максимуму использовать эту возможность».

По мнению пилота-журналиста, Як-130 в полном объёме выполняет функции и хорошего учебно-тренировочного самолёта, и хорошего лёгкого штурмовика.

«Любой командующий ВВС был бы рад иметь на вооружении такой многоцелевой самолёт, как Як-130. Это объясняется большим диапазоном задач, которые самолёт может эффективно выполнять, приемлемой стоимостью и возможностями встроенного цифрового оборудования», — резюмирует Коллинз.

По мнению создателей Як-130, приоритетным направлением развития самолёта станет наращивание боевых возможностей и создание на его базе лёгкого ударного штурмовика. Кроме того, новые возможности для обучения и боевого применения откроет оснащение самолёта системой дозаправки топливом в полёте. Круглосуточное и всепогодное применение обеспечит Як-130 установка современного цифрового оптико-электронного комплекса, а бортовая радиолокационная станция позволит превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.

По материалам журнала ОАК "Горизонты" № 1, 2015 (#5)
На фото в шапке статьи - Як-130 в традиционной раскраске ОКБ им. Яковлева, (с) корпорация Иркут

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...