Композитные лопасти вертолёта / (с) Алексей Петров, airview.livejournal.com

Все российские вертолёты получат композитные лопасти

Опыт применения вертолётов Воздушно-космических войск в сирийской кампании станет причиной массовой замены «классических» цельнометаллических лопастей несущих винтов на новые — выполненные из композитных материалов. Первой машиной, получившей «композитные» лопасти, стал модернизированный боевой вертолёт Ми-28НМ. По словам командующего ВКС Виктора Бондарева, серийные поставки обновлённого «Ночного охотника» начнутся не позднее 2017 года. С этого времени массовое обновление винтов ждут и другие вертолёты, стоящие на вооружении российской армии.

— Эксплуатация вертолётов в пустынной местности с сильно запылённой атмосферой и образованием песчаных вихрей при взлётах и посадках вертолётов на необорудованных площадках всегда сопровождается повышенным износом лопастей, — прокомментировали ситуацию «Известиям» в холдинге «Вертолёты России». — Так было в Афганистане, Ираке, Египте, Ливии — везде, где вместо земли песок, а в воздухе до высоты в несколько сотен метров висит пелена пыли. Пыль — это абразив. Это было и будет проблемой, решить которую в полной мере нельзя, а можно лишь снизить её остроту. В том числе переходом на применение современных цельнокомпозитных лопастей.

Как сообщили в «Вертолётах России», цельнокомпозитные конструкции обладают значительно повышенной усталостной прочностью, боевой живучестью и стойкостью к внешним воздействиям, их ресурс во много раз больше, чем у цельнометаллических лопастей.

До последнего времени Минобороны предпочитало закупать исключительно металлические вертолётные лопасти. В военном ведомстве уточнили, что это было вызвано конструктивными особенностями этих изделий — лопасти состояли из нескольких элементов, что позволяло при боевом повреждении одного из них менять не целиком лопасть винта, а только её часть. С композитными изделиями до последнего времени подобную операцию провести было невозможно. В случае повреждения лопасть заменялась целиком так, что в контексте высокой боевой нагрузки на вертолётный парк было экономически неэффективно.

По словам представителя холдинга «Вертолёты России», на Московском вертолётном заводе им. М.Л. Миля разработана и освоена в опытном производстве новая технология изготовления лопастей несущего винта из современных композиционных материалов на основе углеволокна. Одно из ключевых её отличий: лопасть изготавливается и полимеризуется в пресс-форме целиком, а не собирается из лонжерона и хвостовых секций, как это было раньше. На ПАО «КВЗ» композиты применяются для изготовления лопастей новых вертолётов «Ансат» и Ми-38. Цельнокомпозитные лопасти несущего и рулевого винтов уже получили вертолёты Ми-38, Ми-35М (модернизированный Ми-24 с винтами по типу Ми-28), Ми-171А2 (также получивший новые лопасти несущего и рулевого винтов, аналогичные применяемым на вертолёте Ми-38), кроме того, их ставят на новый тяжёлый транспортный вертолет Ми-26М2.

— Доля композиционных материалов в конструкции вертолётов постоянно увеличивается, и в настоящее время на предприятии закончена реконструкция производства с целью увеличения объёмов производства деталей из композиционных материалов и улучшения их качества, — рассказал представитель «Вертолётов России». — К сожалению, эксплуатация вертолётной техники в условиях пустынь была и остается сложной задачей: лопасти винтов вертолётов и другие агрегаты всегда будут подвергаться повышенному износу при эксплуатации в пустынных регионах. В холдинге идёт поиск мер по защите лопастей винтов вертолётов от абразивного воздействия: исследуются возможности применения современных антиабразивных покрытий и дополнительного усиления передних кромок лопастей.

Точные объёмы производства цельнокомпозитных лопастей в холдинге не раскрывают, ссылаясь на закрытость вопроса. Глава компании Александр Михеев лишь отметил, что «Вертолёты России» до 2020 года планируют выпустить 870 машин на общую сумму около 388 млрд рублей. Из этих планов следует и количество необходимых цельнокомпозитных несущих и хвостовых лопастей. Судя по тому, что авиабазу Хмеймим Россия предполагает использовать на постоянной основе, вопрос удешевления эксплуатации вертолётной техники станет для Минобороны первоочередным, а значит, с ним и переход на новые цельнокомпозитные лопасти для всего парка эксплуатируемой в Сирии техники.

— Судя по фотографиям, попавшим в интернет, на модернизированном «Ночном охотнике» уже стоят новые композитные лопасти несущего винта с измененными законцовками, — говорит эксперт в области вертолётной техники Антон Лавров. — Это свидетельствует о том, что разговор об осмыслении опыта боевого применения вертолётной техники в Сирии не просто слова, а реальная работа, направленная на повышение боевой эффективности наших вертолётов. По некоторым данным, использование новых цельнокомпозитных лопастей на Ми-28НМ приведёт к увеличению крейсерской и максимальной скорости вертолёта. Если в такой же пропорции увеличилась и надёжность самих лопастей, то это решающий аргумент для перехода с металлических на композитные лопасти.

На фото: композитные лопасти вертолёта "Ансат" / (с) Алексей Петров

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ

НОВОСТИ НАШИХ ПАРТНЁРОВ
Loading...