Вертолёты в VIP-комплектации — ниша узкая, но востребованная

Спрос на вертолёты в VIP-комплектации в России в ближайшее десятилетие вырастет на 40%. Чтобы занять сколько-нибудь значительную долю на этом рынке, отечественная промышленность готова переделать под нужды состоятельных людей и высокопоставленных делегаций любую из имеющихся гражданских моделей. Об этом в день открытия HeliRussia 2018 пишет газета "КоммерсантЪ".

По экспертным оценкам, сегодня в России летает около 300 вертолётов в VIP-компоновке, большинство из них — иностранного производства. Впрочем, процент отечественных машин в этом сегменте в последнее время начал расти: вот уже два года продажи бизнес-вертолётов на российском рынке падали, а поставки западных производителей сократились на 70%.

Тем не менее Россия остаётся очень интересным рынком для всех производителей воздушных судов, а относительное снижение продаж в последние годы характерно для всего мирового рынка. Как отмечает руководитель проекта "Авиация России" Андрей Величко, в ближайшее десятилетие спрос на бизнес-вертолёты в мире вырастет на 11,5%. Наиболее востребованными вертолётами будут лёгкие однодвигательные Airbus Helicopters H125, Robinson R66, Bell 407 и Bell 505 Jet Ranger X, а также средний двухдвигательный AW139, уточнил эксперт.

Лидерами продаж VIP-вертолётов в России среди западных компаний-поставщиков остаются Airbus Helicopters, Leonardo (бывшая AgustaWestland) и Bell Helicopters. Для более глубокого проникновения на российский рынок западные фирмы пытаются локализовать сборку наиболее популярных вертолётов в нашей стране. Например, АО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) уже заключил несколько контрактов на сборку вертолётов иностранной разработки. "Привлекательность "отверточной" сборки в том, что ввозимые готовые вертолёты облагаются импортной пошлиной 15,7%, а при ввозе комплектов пошлина составляет только 3-5%",— объясняет Андрей Величко. По его словам, в 2015 году на УЗГА началась сборка Bell 407GXP, сейчас готовится лицензионная сборка лёгких двухдвигательных вертолётов Airbus Helicopters H135. "В ближайшие десять лет завод планирует собрать около 160 вертолётов H135",— рассказал господин Величко.

На российском рынке VIP-вертолётов наблюдаются те же тенденции, что и на мировом. "Уменьшились продажи всех моделей: тяжелых — больше, легких — меньше. Спрос сместился на более легкие однодвигательные вертолеты, в том числе бывшие в употреблении",— отмечает Андрей Величко, полагая, что причина этого — высокая стоимость владения. По словам эксперта, цена иномарки, как правило, определяется путём умножения взлётной массы на $2 тыс. (лёгкий вертолёт массой 3,5 тонны будет стоить около $7 млн). Годовая стоимость эксплуатации лёгкого вертолёта будет обходиться владельцу в $350 тыс. в год.

На сайте компании "Вертолёты России" в сегменте VIP-вертолётов представлен практически весь модельный ряд гражданских машин: от серийных Ми-8/17, включая самый последний, Ми-171А2, до новейших Ка-62 и Ми-38. Как сообщили в холдинге, бизнес-версия предполагается и в составе модификаций будущего отечественного лёгкого вертолёта VRT500, полноразмерный макет которого будет впервые показан на нынешней выставке HeliRussia-2018.

Главными покупателями отечественных VIP-вертолётов являются российские госзаказчики, прежде всего Министерство обороны РФ. В 2016 году на их долю пришлось 52% заказов, отмечает спецкорреспондент журнала "Авиапанорама" Евгений Матвеев. Ещё 39% вертолётов, по его данным, было поставлено иностранным высокопоставленным военным и чиновникам Китая, Турции, Таиланда, Индии и Иордании.

Ми-171А2

А вот доля частных заказчиков VIP-вертолётов составила лишь 9%, говорит господин Матвеев. По его словам, сегодня купить у "Вертолётов России" можно лишь Ми-8/17, поставки новейшей модификации "восьмерки" Ми-171А2 ожидаются в текущем году. Одним из первых покупателей бизнес-версии этого вертолёта стал неназванный заказчик из Казахстана. Заключённый в прошлом году "Вертолётами России" контракт на поставку техники для Государственной транспортной лизинговой компании также не исключает того, что часть передаваемых вертолётов может быть исполнена в VIP-комплектации.

Появление на рынке новых бизнес-вертолётов привлечёт внимание корпоративных клиентов, поэтому в дальнейшем интерес к старым моделям снизится, полагают эксперты. Однако говорить об исчезновении спроса на этот проверенный временем вертолёт преждевременно, ведь именно Ми-8/17 сегодня составляет основу бизнес-вертолётов российского производства и вполне устраивает заказчиков, рассказывают операторы VIP-перевозок на вертолётах.

"В этом году наш парк VIP-вертолётов пополнился новым Ми-8АМТ,— рассказал "Ъ" гендиректор "ЮТэйр — Вертолётные услуги" Андрей Ильменский.— Вместе с инженерами Казанского завода мы предусмотрели конвертируемый салон: в нём может быть как 14 кресел с двумя столиками, так и 22 кресла в зависимости от размера делегации". По его словам, в салоне установили систему шумопоглощения, отдельную дверь-трап — "в общем, сделали его очень комфортабельным". "Если спрос на этот новый вертолёт будет высоким — сделаем ещё один",— пообещал он.

По словам господина Ильменского, заказчиков всё чаще интересуют лёгкие вертолеты: "Если вы летите вдвоем или втроём, для этого не нужно гонять тяжёлую машину, это совсем другие деньги".

Среди лёгких вертолётов российского производства VIP-заказчики интересуются новыми пятиместными "Ансатами". С 2017 года эта машина предлагается в VIP-комплектации, до этого её можно было приобрести только в качестве санитарного вертолёта. Первая компания, получившая "Ансат" в VIP-комплектации,— "Русские вертолётные системы", которая также закупает вертолёты этого типа в медицинской компоновке.

Вертолёт Ка-226Т, по словам экспертов, можно условно отнести к бизнес-машинам — пока только два таких вертолёта летают в "Газпром Авиа", но они вполне могут иметь коммерческий успех. "На фоне падения поставок зарубежной техники лёгкие вертолёты "Ансат" и Ка-226Т имеют хорошие перспективы. Ими активно интересуются иностранные покупатели",— отмечает Андрей Величко.

Гражданская версия среднего вертолёта Ка-62 сейчас проходит лётные испытания, но тоже имеет хорошие перспективы в бизнес-версии. Сертификация Ка-62 начнётся в текущем году, испытания продлятся не менее полутора лет. Эта машина придёт на смену пассажирским Ми-8 в условиях полярных широт и горных районов.

Другая новинка "Вертолётов России", Ми-38, по мнению экспертов, в ближайшем будущем способна совершить прорыв в VIP-сегменте не только на российском, но и на мировом рынке. "Единственный двухдвигательный конкурент Ми-38 на современном рынке — это Airbus Helicopters H225 грузоподъемностью до 5,5 тыс. кг. Но при этом полезный объём его "трюма" составляет всего 15 куб. м — почти в два раза меньше, чем у Ми-38",— говорит Андрей Величко. Ещё одна особенность этой машина - она изготовлена только из российских комплектующих. Первые поставки нового вертолёта пойдут в адрес Минобороны РФ, поэтому и первые машины в VIP-комплектации получит, скорее всего, военное ведомство, полагает эксперт.

Ми-38 борт 38012 / (с) Антон Ципка, airforce.ru

Мировой тренд на снижение спроса на бизнес-вертолёты эксперты связывают с неопределённостью в мировой экономике и снижением активности в нефтяном секторе. "Будущее российских вертолётов на зарубежных рынках зависит от того, насколько быстро начнётся подъём в секторе офшорной разведки нефти и газа, на долю которого приходится 40% спроса на новые гражданские вертолёты",— полагает Андрей Величко.

Впрочем, без продвижения на международном рынке отечественной продукции потеснить зарубежных вертолётных гигантов будет весьма затруднительно, считает господин Величко. Субсидировать производство VIP-вертолётов в России власти не будут, а вот сертификация отечественных гражданских моделей на международном рынке может существенно повысить интерес к их бизнес-модификациям, полагает эксперт.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ