В Жуковском идёт модернизация ракетоносцев Ту-95МС

Сообщения о полётах российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС вблизи границ иностранных государств достаточно часто мелькают на страницах зарубежной прессы. По мнению ряда экспертов, в таких полётах нет ничего удивительного, просто со времен окончания холодной войны западные военные несколько забыли о том, что такие рейды — обычное дело. Почему же иностранцы так боятся «Медведей» — самолётов, созданных несколько десятилетий назад?

За последние годы интенсивность полётов самолётов российской дальней авиации существенно выросла. Однако несмотря на это международные конвенции отнюдь не нарушаются, поскольку самолёты находятся в международном воздушном пространстве.

В 2007 году впервые за постсоветский период Россия возобновила воздушное патрулирование Арктики, в том числе и самолётами Ту-95МС. На сегодня он остаётся одной из главных составляющих воздушной части ядерной триады.

Западные военные регулярно отмечают возросшую активность полётов российской дальней авиации над нейтральными водами. «Они очень агрессивны в Арктике, в том числе над Беринговым проливом, — заявил в середине февраля 2015 года командующий воздушно-космической обороны Северной Америки NORAD адмирал Уильям Гортни. — Агрессивны по количеству полётов, но не агрессивны в смысле, как они летают. Это только количество. Поведение русских лётчиков чрезвычайно корректно и соответствует всем международным нормам и правилам радиообмена». По словам адмирала, стратегические бомбардировщики Ту-95МС, способные нести дальнобойные крылатые ракеты, используются в качестве «послания», причём не только в Арктике, но также и у границ США в Тихом океане — от побережья Аляски на севере до Гуама на юге. «Они сейчас летают там, где их раньше не было», — заявил Гортни.

В ноябре 2014 года министр обороны России Сергей Шойгу на заседании военной коллегии ведомства заявил: «В сложившейся обстановке мы вынуждены обеспечивать военное присутствие в западной части Атлантического и восточной части Тихого океанов, в акваториях Карибского бассейна и Мексиканского залива. Кроме этого, мы должны вести воздушную разведку деятельности вооруженных сил иностранных государств и морских коммуникаций с применением самолётов дальней авиации». По словам министра обороны, выполнение перечисленных мероприятий «требует обеспечения заданного уровня исправности авиатехники стратегической авиации». «Мной утверждён план мероприятий по повышению исправности авиатехники дальней авиации, который предусматривает её ремонт и сервисное обслуживание на предприятиях промышленности», — сообщал министр обороны.

Неустаревающая классика

Турбовинтовые двигатели, большая масса, невозможность достичь сверхзвуковой скорости и отсутствие стелс-технологий. Казалось бы, в современном мире самолётов пятого поколения и беспилотных летательных аппаратов — всё это может считаться пережитками прошлого. Тем не менее, Ту-95МС, конструкция которого разработана в середине прошлого века, до сих пор в строю и успешно выполняет основную задачу — ядерного сдерживания. Ведь для того чтобы подняться в воздух, преодолеть большое расстояние и выпустить по цели ракеты разрушительной мощности, важны другие характеристики.

По классификации НАТО Ту-95МС называют Bear («Медведь»). Название это дано в связи с тем, что первая буква должна соответствовать классу летательных аппаратов — латинская "B" означает Bomber («бомбардировщик»). Однако бомб и оборудования для их сброса, в привычном понимании, у этого стратега нет. Зато есть шесть ракет, каждая из которых может нести ядерный заряд. Ту-95МС, если говорить корректно, — стратегический ракетоносец. Он создавался на основе дальнего противолодочного самолёта Ту-142М.

В ряду модификационных и модернизационных программ ОКБ им. А. Н. Туполева в 70–80 годы прошлого века особое место занимало развитие авиационных комплексов на основе Ту-95, носителей новых ракет класса «воздух-поверхность» большой дальности. Этим работам предшествовали работы по модернизации состоявших на вооружении Дальней авиации бомбардировщиков и ракетоносцев Ту-95.

В начале 1970-х годов принимается решение по переделке парка имевшихся в строю бомбардировщиков Ту-95 и Ту-95М в самолёты-ракетоносцы, носители ракет типа КСР-5 (комплекс Ту-95-26). К середине 1970-х годов в ракетоносец была переделана одна серийная машина Ту-95М, получившая обозначение Ту-95М-5. Самолёт и комплекс ракетного вооружения проходили испытания, но модернизации существовавшего парка бомбардировщиков Ту-95 не проводилось.

Работы были признаны нецелесообразными из-за ограниченного остаточного ресурса самолётов Ту-95 и Ту-95М.

В дальнейшем единственный самолёт Ту-95М-5 переоборудовали в экспериментальный Ту-95М-55, использовавшийся для отработки элементов авиационно-ракетного комплекса Ту-95МС со стратегическими дозвуковыми крылатыми ракетами большой дальности типа Х-55.

По аналогии с работами американцев по модернизации части парка В-52 под новые типы ракетного оружия, в СССР в ОКБ им. А. Н. Туполева был подготовлен проект нового стратегического авиационного носителя на базе конструкции серийного противолодочного самолёта Ту-142М. Проект в перспективе должен был по ударным возможностям залпа бортовых ракет соответствовать Ту-160. В новой конфигурации проект самолёта получил обозначение Ту-95МС. От базового Ту-142М этот самолёт отличался, помимо ракетного вооружения, новыми навигационными и радиотехническими системами обеспечения более точного самолётовождения и обеспечения работы комплекса ракетного вооружения (КРВ). Опытный самолёт-ракетоносец Ту-95МС проходил испытания с 1979 года, а с начала 1980-х годов началось серийное производство комплекса.

Новый стратегический самолёт-ракетоносец Ту-95МС предназначался для полётов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью с целью применения дозвуковых крылатых ракет. В 1982 году комплекс стал поступать в части ВВС, где началась его успешная эксплуатация. В 1983 году ракетоносец принимается на вооружение. Серийно Ту-95МС выпускался до начала 1990-х годов, как в варианте Ту-95МС с шестью ракетами на многопозиционном катапультном устройстве (МКУ), так и с 16 ракетами на МКУ и под крылом на крыльевых катапультных установках. Высокие лётные качества самолёта Ту-95МС подтвердили несколько десятков мировых рекордов, установленных на них в конце 1980-х годов лётчиками ВВС.

Элементы комплекса достаточно быстро освоили в частях, например, через год после начала поставок в части первые экипажи Ту-95МС уже проводили успешные пуски ракет, осуществлялись длительные одиночные и групповые полёты с несколькими дозаправками топливом в полёте, полёты и пуски в условиях сильного радиопротиводействия и т.д.




Непрерывное обновление

Новый этап модернизации ракетоносцев Ту-95МС пришёлся на 2014 год. Основной базой проведения работ стала Жуковская лётно-испытательная и доводочная база (филиала ОАО «Туполев»). Именно здесь в легендарном ангаре — современнике Андрея Николаевича Туполева — Ту-95МС получает обновлённое оборудование.

Работы по модернизации проводят около 200 сотрудников «Туполева»: конструкторы, технологи, рабочие. В процессе модернизации им приходится осваивать новые технологические процессы, разрабатывать и применять специальную оснастку, внедрять новое оборудование и инструмент.

«Комплекс постоянно совершенствуется: повышается надёжность его элементов, устанавливается новое более совершенное оборудование, — комментирует руководитель программ — главный конструктор самолётов Ту-95, Ту-142 и их модификаций Евгений Деянов. — В настоящее время в составе ВВС России имеется несколько десятков Ту-95МС, составляющих основную часть стратегических авиационных российских сил ядерного сдерживания. ЦКБ и смежные с ним предприятия и организации постоянно работают над поддержанием находящихся в строю самолётов Ту-95МС, а также работают по их дальнейшей модернизации, в том числе по оснащению новыми перспективными системами».

Что несет Ту-95МС

Основное вооружение самолёта-ракетоносца Ту-95МС — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета Х-55, совершающая полёт с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических объектов противника с заранее разведанными координатами. Она создана в Государственном машиностроительном конструкторском бюро «Радуга» имени А. Я. Березняка.

Предложение о создании малогабаритных стратегических крылатых ракет такого типа было направлено «Радугой» в Правительство СССР ещё в 1971 году, задолго до начала аналогичных работ в США. Однако тогда эта программа не нашла должного признания.

И лишь в начале 1976 года, когда такое оружие появилось в США, подобную разработку решено было начать и у нас. К середине 1982 года конструкторы «Радуги» создали оригинальную ракету со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем (в нерабочем положении находится внутри ракеты). Х-55 размещается внутри фюзеляжа самолёта-носителя в многопозиционном катапультном устройстве, которое выдвигается вниз перед отцепкой ракеты. Дальность полёта Х-55 превышала 2000 км. Боевая часть ракеты могла быть как простой, так и ядерной. 31 декабря 1983 года Х-55 была принята на вооружение.

В дальнейшем появились её различные модификации — Х-55-ОК, Х-55СМ, Х-65, Х-555. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 Kent, видимо, в честь английского графства, хотя, может, и в честь известной марки сигарет.

Подробности модернизации держатся в секрете, но уже сейчас лётчики, испытавшие возможности обновленных Ту-95МС, дают им самые положительные оценки. Перед каждым вылетом машины тщательным образом проверяют на земле, а во время полёта лётчики внимательно следят за показаниями приборов, работой двигателей, досконально проверяют все возможности самолёта. Такая дотошность, безусловно, оправдана — если обнаруживается неисправность, проводится тщательный анализ отказов, данные обрабатываются, передаются разработчикам и конструкторам, производится доработка самолётных систем до безотказного рабочего состояния. Ведь в авиации, по словам лётчиков-испытателей, мелочей не бывает.

Новый комплекс показал свои высокие эксплуатационные качества. После модернизации самолёт получает обозначение Ту-95МСМ и сможет оставаться в строю, как минимум, до середины двадцатых годов.

«Каждый самолёт особенный, у каждого свой характер. Мы проводили испытания модернизированного Ту-95МС, оценивая характеристики вновь установленного оборудования, — рассказывает лётчик-испытатель Жуковской лётно-испытательной и доводочной базы Олег Петунин. — Мне, как лётчику, самолёт нравится: передняя кабина достаточно просторна и обладает прекрасным обзором. На модернизированном Ту-95МС улучшены характеристики использования навигационного комплекса и систем посадки. Ту-95МС — сильный, мощный, надёжный самолёт, который, надеюсь, ещё долгое время послужит на благо защиты нашего государства».

Авиационный комплекс может обеспечить решение целевых задач в любых метеоусловиях, днём и ночью как в глобальных, так и в региональных конфликтах. Стратегический авиационный комплекс Ту-95МС, оснащённый перспективными системами оружия, включая высокоточные крылатые ракеты различных типов, является мощным ударным авиационным комплексом, способным совместно с комплексом Ту-160 надёжно решать задачи стратегической безопасности России.

Вторник 17 ноября 2015 года стал уникальным днём для отечественной дальней авиации. После нескольких десятилетий относительно мирной эксплуатации стратегические бомбардировщики приняли участие в реальных боевых действиях и произвели пуски крылатых ракет не по условным целям, а по реальным объектам противника - ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС нанесли массированный ракетно-бомбовый удар 34 крылатыми ракетами по позициям террористов ДАИШ в Сирии.

Если считать от даты принятия на вооружение, то бомбардировщикам Ту-95 пришлось ждать этот день 59 лет (с 1956 г.), а Ту-160 – 28 лет (с 1987 г.). Таким образом, Ту-95 установил новый мировой рекорд по времени между началом службы и стартом реальной боевой карьеры, который вряд ли когда-нибудь будет побит.

По материалам журнала ОАК "Горизонты", №5 (2015)

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...