on-board

В Росавиации обсудили безопасность на борту самолёта

26 ноября в Росавиации прошёл круглый стол по вопросам авиационной безопасности, в работе которого приняли участие руководитель Росавиации Александр Нерадько, представители органов государственной власти Российской Федерации, авиационные отраслевые организации и юридическая общественность.

В ходе дискуссий прозвучали предложения о присоединении Российской Федерации к Протоколу от 4 апреля 2014 г., изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, (Монреальскому протоколу). Участникам круглого стола было отмечено, что назрела острая необходимость разработки и внесения в Воздушный кодекс Российской Федерации общих правил поведения пассажиров на борту, а также конкретизации прав командира воздушного судна, закрепления прав и обязанностей членов экипажа, сотрудников службы безопасности на борту по предотвращению, пресечению и документированию правонарушений. В этой связи крайне важным представляется дополнить квалификационные характеристики должностей лётного и кабинного экипажей указанием на возможность применения ими мер противодействия недисциплинированным пассажирам.

Актуальным остаётся вопрос об ограничении предложений спиртных напитков на борту воздушного судна (в том числе в салонах первого и бизнес-класса). Подавляющее число правонарушений на воздушном транспорте связано с нахождением в состоянии алкогольного опьянения.

По мнению экспертов круглого стола, грубые нарушения общественной безопасности на борту воздушного судна следует отнести к признакам состава преступления (хулиганства) и ввести под юрисдикцию уголовного права, а также установить специальную административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок на борту воздушного судна.

Заместитель руководителя Росавиации Олег Клим отметил, что 95% конфликтов происходит после длительных задержек рейсов более пяти часов. «И в таких случаях «хулиганы» появляются на борту в довольно сильном подпитии. Это перевозчики должны понимать», - сказал Олег Клим.

Что касается «чёрных списков» дебоширов, то это, скорее всего, психологическая мера воздействия. Продажа перевозки - это публичная оферта, компания не продать билеты не может, отметил замруководителя Росавиации. И с этим сталкивались уже европейские авиакомпании, которые хотели вводить такие меры. Например, в Германии решили проблему по-другому и прописали в своём законодательстве отдельными статьями правонарушения на воздушном транспорте, которые подпадают в большей степени под уголовное право. Неотвратимость наказания, по словам Олега Клима, оказалась действенной мерой.

Что касается сопровождения судов «воздушными маршалами», - отметил он, - то во многих зарубежных странах эта должность закреплена за сотрудниками государственных правоохранительных органов. «Это люди наделённые полномочиями, а не сотрудники безопасности авиакомпании», — сказал Олег Клим. «Есть ещё положительный опыт «British Airways». Эта авиакомпания первой ввела на своих внутренних рейсах видеонаблюдение в салоне самолёта. Это мера очень хорошо останавливает дебоширов. Более того, командиру воздушного судна было выдано полномочия накладывать административное взыскание на пассажиров. А подтверждение - запись с видеокамеры», - сообщил заместитель главы Агентства.

Завершая работу Круглого стола, руководитель Росавиации Александр Нерадько подчеркнул, что первоочередная задача - определить, кто обеспечивает общественный порядок на борту воздушного судна в небе. А потом уже можно вести разговоры о «чёрных списках» пассажиров и других мерах наказания.

«Пока создаётся парадоксальная ситуация, что никто не знает к кому обратиться, когда в воздухе на борту самолёта начинают нарушать общественный порядок», - констатировал глава Росавиации. Он предложил наделить экипаж соответствующими правами.

«Полиция приезжает на вызов (на земле) и имеет право при обеспечении общественного порядка применять спецсредства, задерживать. А кто на борту воздушного судна это делает? Получается, никто. При этом попробуйте поднять руку на работников правоохранительных органов. Их жизнь и здоровье защищены законом. А члены лётных и кабинных экипажей не защищены законодательно при пресечении нарушений общественного порядка на борту воздушного судна», - отметил Александр Нерадько.

По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта, социальная опасность правонарушений на борту воздушных судов не оценена должным образом нашим обществом. Мало кто представляет, какую опасность несут правонарушения на борту самолёта, движущегося с огромной скоростью на большой высоте. Внутри салона избыточное давление, повреждение обшивки фюзеляжа может привести к мгновенным последствиям, предупредил он.

При этом российские и иностранные авиакомпании перевозят более 100 миллионов отечественных пассажиров в год. «Это как население целой страны», - сказал Александр Нерадько. Резюмируя, глава Росавиации отметил, что в отечественном законодательстве есть большие пробелы, «белые пятна». По его словам, участниками круглого стола выдвинуто много конструктивных предложений, которые послужат основанием для выработки Росавиацией рекомендаций по решению проблем «недисциплинированных пассажиров». До конца этого года эти рекомендации будут направлены в Минтранс России, Минюст России и правоохранительные органы для дальнейшей проработки и внедрения в законодательные акты Российской Федерации.

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...