В ЛИИ готовят Ил-76ЛЛ для испытаний экспериментального гиперзвукового летательного аппарата

По сообщению газеты "Жуковские вести", в ЛИИ им. Громова на базе транспортного самолёта Ил-76ЛЛ создаётся летающая лаборатория для проведения экспериментов с отделяемым от самолёта-носителя гиперзвуковым летательным аппаратом.

По словам генерального директора ЛИИ Павла Власова, «гиперзвуковая летающая лаборатория ГЛЛ-АП разрабатывается с целью создания экспериментальной базы для проведения лётных исследований демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с экспериментальным гиперзвуковым летательным аппаратом (ЭГЛА)».

один из экспериментальных ГПВРД, созданных в ЦИАМ. Фото (с) Юрия Пономарева, Жуковские Вести
Один из экспериментальных ГПВРД, созданных в ЦИАМ.
Фото (с) Юрия Пономарева, Жуковские Вести

Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) создается специалистами Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова. По утверждению разработчиков, двигатель-демонстратор обеспечит крейсерский полёт ЭГЛА в диапазоне скоростей от 5 до 7 Маха. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат, на котором установят ГПВРД, создается специалистами ЛИИ и ЦАГИ.

В летающую лабораторию (ЛЛ) переоборудуют самолёт Ил-76МД, бортовой № 76454, который в 2002 г. вместе с другими самолётами Ил-76 СКИП (командно-измерительными пунктами) был передан из состава ВВС России на баланс ЛИИ им. Громова. В начале 2007 г. самолёт был переделан в летающую лабораторию Ил-76ЛЛ для проведения лётных испытаний российско-французского реактивного двигателя SaM146, предназначенного для регионального самолёта «Сухой Суперджет-100». Лётные испытания двигателя SaM146 завершились в первом полугодии 2010 г. В 2015 году борт прошёл капитальный ремонт на 123-м авиационном ремонтном заводе в городе Старая Русса (Новгородская область).

На самолёте Ил-76ЛЛ намечено демонтировать внутренний двигатель Д-30КП на левой консоли крыла, а вместо него на специальном пилоне будет подвешиваться экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат. Во время испытательного полёта ЭГЛА отделится от летающей лаборатории и уйдет в самостоятельный полёт.

Работы по гиперзвуку в ЛИИ проводятся в рамках утвержденной правительством Федеральной целевой программы, реализацию которой курируют несколько министерств, в том числе, Минобороны России. Однако, по информации газеты, эта ФЦП, как и другие важные для обороноспособности страны программы, уже несколько раз подвергалась секвестру.

ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

29 апреля в ходе рабочей встречи участников международного проекта HEXAFLY-INT в Германском центре авиации и космонавтики DLR-Cologne (г. Кельн, Германия), были подведены промежуточные итоги работ по проекту высокоскоростного гражданского самолёта. Конечной целью данного проекта является создание пассажирского самолёта на водородном топливе, способного летать со скоростями, позволяющими преодолеть, например, расстояние от Москвы до Сиднея за три часа.

Специалистами ЦИАМ были представлены доклады, в которых отражены результаты проведённых расчётно-экспериментальных исследований по определению тягово-экономических характеристик стендового модуля прямоточного воздушно-реактивного двигателя на водородном топливе.

Согласно базовой конфигурации, выбранной европейскими партнёрами, в 2015 году ЦИАМ изготовил и испытал демонстратор технологического модуля гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на водородном топливе. В ходе испытаний на стенде НИЦ ЦИАМ при имитации условий, соответствующих числу Маха М=7,4, был зарегистрирован положительный аэродвигательный баланс – тяга, создаваемая двигателем, превышала общее аэродинамическое сопротивление экспериментального объекта.

Источники:

  • Жуковские вести (http://zhukvesti.ru/articles/detail/38625/)
  • ЦИАМ им. Баранова (http://www.ciam.ru/press-center/news/ciam-s-scientists-continue-to-work-on-building-the-high-speed-civil-aircraft/)

Фото (с) Игоря Двурекова, RussianPlanes.net

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ




СТАТЬИ ПО ТЕМЕ