УТС «Як» — от «летающей парты» до «летающего компьютера»

В этом году "ОКБ им. А.С. Яковлева" отпраздновало 90-летие со дня своего основания. Сегодня это предприятие входит в состав корпорации "Иркут" и ведёт большую работу по созданию новой авиационной техники. Лётчики-испытатели знаменитого ОКБ Олег Кононенко и Роман Таскаев подняли в небо новейший пассажирский лайнер МС-21. Конструкторы продолжают работать над созданием новых учебных самолётов, которыми Александр Яковлев и его ученики занимались с начала 1930-х годов.

В 1934 г. на Парижской авиационной выставке, в которой СССР впервые принял участие, был показан спортивный самолёт АИР-9 конструкции Яковлева. На базе этой удачной машины был создан массовый (выпущено 7322 самолёта!) учебный самолёт УТ-2, который поступил в лётные школы ВВС и аэроклубы. Новая "летающая парта" и её одноместный вариант УТ-1 облегчили начинающим лётчикам переход от фанерно-полотняных У-2 к скоростным истребителям 1930-1940-х годов. Опыт проектирования учебных самолётов позволил "яковлевскому" КБ разработать семейство боевых "Яков", которые стали самыми массовыми советскими истребителями Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы КБ вновь вернулось к разработке учебной авиатехники. Большой серией выпускались учебно-тренировочные истребители Як-11, которые позволяли обучать не только пилотированию, но и применению оружия.

А на смену УТ-2 был разработан Як-18 - родоначальник огромного семейства учебных самолётов, которые дали путевку в небо десяткам тысяч пилотов в нашей стране и за рубежом. Серийное производство Як-18 завершилось в 2002 г. после выпуска в России и КНР 8434 самолётов.

В 1974 г. на базе спортивного Як-50 был создан учебно-тренировочный самолёт Як-52, ставший основной машиной для подготовки лётчиков в аэроклубах. "Пятьдесят второй" летает сегодня и в России, и за рубежом. Более того, на этих самолётах регулярно проводится чемпионат мира, собирающий гостей из самых разных стран.

Самолёты Як-52 и Як-54 на МАКС-2017. Пилотажная группа "Первый полёт"

В конце 1950-х годов яковлевцы спроектировали первый специализированный учебный реактивный самолёт Як-30. Он показал наилучшие лётные данные в конкурсе стран Варшавского договора, однако по политическим соображениям в серию был запущен чехословацкий L-29.

Огромный опыт в разработке учебной авиатехники позволил "ОКБ им. А.С.Яковлева" в 1990-х годах разработать Як-130 - машину нового поколения. Он стал первым в мире учебным самолётом, который в полной мере обеспечивает подготовку лётчиков сверхманёвренных истребителей поколений "4+" и "5". Более того, Як-130 задал стандарт учебного реактивного самолёта нового поколения, которому следует ряд разработчиков авиатехники за рубежом.

Следует отметить, что Як-130 - это не просто учебный, а учебно-боевой самолёт. Он позволяет отработать навыки применения современного высокоточного оружия, которое несут истребители, однако его лётный час в несколько раз дешевле. Бортовой комплекс позволяет имитировать различные режимы боевого применения. Лётчики отрабатывают технику ведения воздушного боя, учатся "общаться" с другими самолётами и командным пунктом, применять средства радиоэлектронной борьбы.

Сегодня в учебных центрах ВКС РФ эксплуатируется свыше 80 самолётов Як-130

При этом цифровая репрограммируемая система управления Як-130 позволяет изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа боевого самолёта, к полётам на котором готовятся курсанты. Иными словами, Як-130 - это большой летающий компьютер. Если задать одну программу, то самолёт будет имитировать полёт тяжёлого истребителя Су-30, а выберешь другой режим - и самолёт полетит как лёгкий МиГ-29.

Эти достоинства Як-130 сделали его основным самолётом основной и повышенной подготовки ВВС России, Республики Беларусь и других стран. Сегодня в учебных центрах ВКС РФ эксплуатируется свыше 80 самолетов Як-130, и их число постоянно растёт.

Вооружение Як-130 можно использовать не только в учебном режиме. Для ведения боевых действий у самолёта имеется внушительный арсенал: управляемые ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", авиабомбы и пушка - всего до 3 тонн боевой нагрузки, которую можно разместить на девяти узлах подвески. Корпорация "Иркут" в инициативном порядке наращивает боевые возможности самолёта. На авиасалоне МАКС-2017 был представлен Як-130, модернизированный для установки лазерного дальномера. Это позволит расширить режимы боевого применения и увеличить точность огня. Высокие боевые возможности Як-130 - одна из причин, по которой самолёт пользуется спросом на мировом рынке.

Не оставляет знаменитое ОКБ и тему лёгких учебных машин. Проходит испытания самолёт первоначальной подготовки Як-152. В сочетании с Як-130, комплексом компьютерных учебных классов и тренажёров он позволит выполнять всю программу подготовки лётчиков: от теоретического обучения до применения оружия.

Як-130 стал не только первым в нашей стране учебным самолётом с цифровой системой управления и компьютерным прицельно-навигационным комплексом. До Як-130 в нашей стране не было самолёта, вся конструкторская документация которого переведена в цифровую форму. Компьютерная революция в КБ и на заводе "Иркута" стала реальностью именно в ходе выполнения программы Як-130. В значительной степени сегодняшнее развитие самолёта МС-21 базируется на опыте, накопленном в ходе организации производства "сто тридцатого".

Дмитрий Калинин, Российская газета

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...